Будущее Европы после выборов в Германии
Демократический ЕС — единственный способ отразить националистический натискНаблюдатели заламывают руки по поводу недавних выборов в Германии, на которых большие центристские партии ХДС и СДПГ столкнулись с серьезными неудачами, тогда как крайне правые превзошли ожидания. Но выборы также подорвали правящую коалицию, которая слишком долго избегала столь необходимых реформ.
Нет никаких сомнений в том, что результаты недавних федеральных выборов Германии являются настолько же важными, как и необычными. Партии, которые в течение многих лет доминировали в немецкой политике — социал-демократы из СДПГ и Христианско-демократический союз (ХДС), а также его баварский партнер христианско-социальный Союз (ХСС) — столкнулись с более низкой поддержкой избирателей.
Избирательные кампании ХДС/ХСС и СДПГ, которые сосредоточивались на внутренних проблемах, были чрезвычайно провинциальными. Наиболее широко обсуждаемые темы включали предложение запретить дизельные двигатели, налоговую политику, ставки арендной платы и проблемы внутренней безопасности. Да, это важные вопросы для немецких избирателей. Но когда доходило до самых актуальных проблем, которые стоят перед Европейским Союзом и еврозоной, центристские партии Германии в основном молчали.
Эти проблемы являются многочисленными и разнообразными. Соединенное Королевство ведет переговоры относительно выхода из ЕС, и существует глубокая неопределенность относительно будущих отношений Великобритании и ЕС. ЕС крайне нуждается в мероприятиях, которые предотвратят дальнейшее падение демократии и верховенства права в Польше и Венгрии. Он до сих пор не нашел долгосрочного решения для миграции и кризиса беженцев. А еще он должен противостоять вызовам безопасности, возникающим в результате терроризма и действий реваншистской России и неуправляемой Америки времен президентства Дональда Трампа. В то же время, хотя еврозона наконец демонстрирует признаки роста, его возобновление все еще требует стабилизации.
То, как эти вопросы решаются (или не решаются), определит будущее Европы и место Германии в ней. Центристские немецкие лидеры должны были обсуждать их более широко, когда вели свои кампании на телестудиях, в конференц-залах, университетских аудиториях и на улицах городов. Эта же неспособность двух больших партий сделать это частично объясняет, почему они потеряли поддержку. Временно и бессистемно решая малые проблемы и избегая больших проблем, ХДС/ХСС и СДПГ создали вакуум. А популистские националисты из крайне правой Альтернативы для Германии (АдГ) были только рады заполнить его, набирая этим 13 процентов голосов.
Чтобы столкнуть эти нелиберальные элементы на обочину, Европе придется проводить существенные реформы. И единственный способ это сделать — путем объединения сил тех европейцев, которые все еще стоят за либеральную демократию.
После сообщения о результатах выборов в Германии, многие аналитики быстро пришли к выводу, что это нанесло тяжелый удар французскому президенту Эммануэлю Макрону и его плану усиления европейского проекта. Но я не соглашаюсь с этой оценкой. Не забываем, что именно министр финансов Германии, представитель ХДС Вольфганг Шойбле заблокировал большинство предложенных реформ в еврозоне в течение последнего десятилетия.
Таким образом, другой взгляд на результаты выборов в Германии предусматривает их восприятие как возможности для старта новых процессов. Конец «большой коалиции» между ХДС и СДПГ может означать конец политической стагнации не только в Германии, но и на европейском уровне.
Немецкие переговоры относительно образования коалиции после выборов ведутся просто сейчас, и поскольку СДПГ твердо решила не входить в новое правительство, наиболее вероятным результатом является создание «ямайского альянса» (названного так по цветам флага этой страны), который будет включать ХДС, Свободных демократов (СДП) и Зеленых. Хочется надеяться, что следующее правительство Германии будет включать проевропейских политиков со свежими идеями и готовностью стимулировать проведение реформ на европейском уровне, возможно, похожих на то, что предложил Макрон. В таком случае новая команда лидеров может стать движущей силой, которая определит роль Германии в Европе на многие годы.
Как и Макрон, СДП стремится сделать Европу более демократической: она поддерживает транснациональные списки кандидатов для выборов на уровне ЕС и хочет сближать европейских граждан путем проведения демократических партийных съездов в государствах-членах. СДП также настаивает на общих европейских правилах относительно миграции и для общей границы и береговой охраны. Кроме того, она поддерживает создание европейского ФБР для координации борьбы с терроризмом.
Руководитель СДП Кристиан Линднер правильно утверждает, что положений пакта стабильности и экономического роста ЕС следует придерживаться и что расходование денег налогоплательщиков без надлежащей бюджетной подотчетности будет стимулировать лишь популистские и националистические силы, такие как АдГ. К счастью, в этом отношении его мировоззрение не конфликтует с позицией Макрона. Оба соглашаются, что Европе нужно лучшее управление, основанное на комбинации последовательно применяемых фискальных правил и увеличении инвестиций.
Это является решающим моментом для Европы. Мы, европейцы, должны найти решение общих проблем, и нам нужно, чтобы Германия и Франция взяли на себя ведущую роль. Франко-немецкая ось, которая подталкивала европейскую интеграцию в прошлом, должна сделать это снова. Я уверен, что новое коалиционное правительство в Германии сможет сотрудничать с Францией для построения более тесного политического и экономического союза. Создание демократического ЕС является единственным способом отразить националистический натиск, который европейский проект должен был предотвратить.
Ги ВЕРХОФСТАДТ, бывший премьер-министр Бельгии, президент Альянса либералов и демократов за Европу (АЛДЕ) в Европейском парламенте и автор книги «Последний шанс Европы: почему европейские государства должны сформировать более совершенный союз».
Выпуск газеты №:
№182, (2017)Section
День Планеты