Церковь не в силах справиться с вызовами современности
Около 65 тыс. верующих приняли вчера участие в молении «в защиту веры» у храма Христа Спасителя, по версии столичного МВД. Корреспондент портала «Кредо» насчитал всего 15 тысяч. Я бы сказала, тысяч 20 — 30. Был заполнен весь тротуар перед храмом Христа Спасителя со стороны Волхонки и две трети проезжей части, народ стоял и за турникетами ближе к Гоголевскому бульвару, но не потому, что внутри турникетов не осталось места — просто некоторые хотели оставить себе свободу маневра. Когда я подошла к металлоискателям со стороны Знаменки около двух часов дня (молитвенное стояние было назначено на 14:00), никакой толпы на входе не оказалось — за исключением редких одиночек, почти все уже дисциплинированно стояли возле храма.
Многие остались на молебен после литургии, которую отслужил патриарх Кирилл, возглавивший затем молитвенное стояние. Иногородние тоже, видимо, приехали заранее. Примерно две трети публики составляли люди старше 50 лет и моложе 20-ти. Ученики православных гимназий, кадетских корпусов, семинаристы, члены православных общественных движений, в основном молодежных, были массово представлены, например «георгиевцы» и Братство святого Белогорья, их флаги кучно высились над толпой. Приехали целые приходы во главе с батюшками из Подмосковья, Пензенской, Тульской, Нижегородской, Калужской и других епархий (по окончании молебна все дружно фотографировались на фоне храма), не осталось в стороне и казачество. Среди москвичей было немало тех, кто пришел самостоятельно, некоторые семьями, но процент москвичей в общей толпе был явно невысок.
После литургии (до молебна оставалось еще часа два) народ развлекали транслировавшимися с мониторов выступлениями Никиты Михалкова, Натальи Нарочницкой, Павла Астахова, архимандрита Тихона (Шевкунова) и других известных людей, призывавших защитить «честное имя» РПЦ и ее патриарха. Но все, с кем мне удалось поговорить, явно были не готовы размениваться на частности (или не очень знали об этих частностях) — люди дружно твердили о необходимости защищать «веру» и «святыни» от «врага рода человеческого». И их позиция, если честно, кажется мне куда более трезвой, чем инвективы представителей патриархии в адрес «антицерковных сил», особенно если учесть, что эти силы сосредоточились в Великом Устюге и Невинномысске, где от рук каких-то безумцев пострадали иконы и поклонный крест. «Оскверненные святыни» к молебну доставили в Москву, установив перед храмом Христа Спасителя на специально сооруженном постаменте.
«Если мы не будем защищать наши святыни, то вообще скоро встанем на четвереньки. Это все для вразумления и просвещения народа нашего», — втолковывала мне пожилая женщина из Москвы. «Вот разрушили Страстной монастырь, — объясняла другая из Щелково (на молебне были сторонники восстановления монастыря с большим транспарантом), — это же тоже поругание святынь». Гимназисты из Калуги (говорил мальчик лет тринадцати, девочки, опустив глаза, хихикали) к идее молебна отнеслись «нормально»: надо дать отпор дьяволу, который часто воплощается в людях — намек на Pussy Riot, возможно, но никакой конкретики вытянуть из ребят не удалось. Зато еще одна москвичка лет 60-ти прямо сказала, что «девчонки эти, может, по неведению, по глупости свой поступок совершили, но за ними стоят бесовские силы». Ребята из Тулы радовались, что собралось столько людей на совместную молитву: помолиться всегда хорошо, а всем миром — тем более. И только молодая семейная пара из Москвы с двумя девочками лет пяти и шести облекла свои эмоции в идеологически правильные слова: «Возмущает эта вакханалия в прессе... и вообще, люди потеряли всякую... субординацию», — негодующе сказала мать семейства.
В общем, пожелание патриарха Кирилла не устраивать митинга, поскольку «Церковь не проводит митингов», можно считать исполненным. Народ расходился с площади, благоговейно напевая «Христос Воскресе из мертвых...» — празднование Пасхи продолжается. Из контекста выбился только один молодой человек, который стоял уже почти у самой Знаменки и раздавал проходящим листочки с отрывком из беседы Иоанна Златоуста «О том, как надлежит поступать с кощунниками». Листочек с некоторыми не вполне корректными сокращениями, но доносил до читателя наставление Иоанна: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди».
Насколько действенной окажется молитва «о стране нашей, о народе ее», покажет время. Но то, что церковь не в силах справиться с вызовами современности, методично втягивает страну в архаику, поучает паству объяснять жизненные коллизии либо бесовским наваждением, либо потерей субординации, молебен показал убедительно. А те, кто с такими установками несогласен, судя по всему, на молебен просто не пришли — то есть не поддержали патриархию в ее, пожалуй, самой массовой на сегодняшний день акции.
КОММЕНТАРИЙ
Семен НОВОПРУДСКИЙ, ответственный секретарь «Московских новостей», Москва:
— Скорее, последние события вокруг роли церкви в России свидетельствуют о мобилизации российской политической власти. Церковь, как ни парадоксально, и это даже не вполне логично, производит те же матрицы общения с обществом, которые использовал в предвыборной кампании Владимир Путин. Он фактически сознательно раскалывал страну, создав всероссийский «Народный фронт». А сейчас Путин будет пытаться из бюрократического президента во главе «Единой России» становиться президентом всех россиян.
Церковь воспроизводит эту матрицу. В то же время это не значит, что нарастает православный фундаментализм в России. Это значит, что будет нарастать, скорее, политический фундаментализм. Потому что в этом смысле церковь российская (и ее верхушка в частности) совершенно политически беспринципна. Она, строго говоря, просто следует за действующей российской властью и в значительной мере копирует все ее повадки.
Вообще, РПЦ рискует в значительной степени таким поведением повернуть вспять тенденцию среди относительно образованной части россиян, среди которых была мода на религию. Часть россиян последние 15 лет были не в такой степени верующими, как пытались играть в некую духовную моду и быть близкими к христианству.
Сейчас, я думаю, эта мода в значительной степени остановится. Потому что стало понятно, что РПЦ фактически разошлась со значительной частью россиян. Поскольку люди с высшим образованием и люди из крупных городов на выборах не поддерживали Путина.
Есть ощущение, что как раз власть использовала церковь в своих рекламно-политических целях. И сейчас идет некая отработка негласного договора. На самом деле понятно, что политизация церкви во вред ей. Когда церковь тихо поддерживала власть, как это было при прошлом патриархе Алексее, это воспринималось куда менее жестко мыслящей частью общества, чем то, что происходит сейчас. А церковь оказалась вовлечена в процесс сознательного раскола нации, на который идет российская власть. Это, конечно, приведет к тому, что она в значительной степени утратит свое влияние на людей, которые могли бы привнести в РПЦ, в том числе, допустим, и новое качество проповеди. Люди поймут, что состоять в РПЦ не сильно отличается от того, что состоять в «Единой России».
Выпуск газеты №:
№72, (2012)Section
День Планеты