Чеченские проблемы перекочевывают в Австрию

Вот уже несколько недель со страниц австрийской прессы не сходят публикации, связанные с убийством в Вене чеченского беженца Умара Израилова. Была ли публичная казнь этого человека только криминальной разборкой — или за происшедшим кроется политика? Предлагаем вашему вниманию репортаж из Вены Владимира БРОДЗИНСКОГО, сделанный специально для нашей газеты.
Вена — стабильный, предсказуемый город, но странные истории здесь все же происходят. Иногда они бывают пугающими, иногда — просто курьезными. Курьезом можно, например, назвать историю, приключившуюся с двумя украинцами, которые, чтобы получить политическое убежище, летом 2007 года заявили австрийским властям, что им был дан приказ убить украинского премьера Юлию Тимошенко во время ее поездки в Австрию. За дело тогда немедленно взялись австрийские спецслужбы, и оказалось, что сценарий покушения на премьера разработало не какое-то криминально-политическое подполье, а еще один уже имевший австрийское гражданство украинец. Таким образом он хотел помочь своим землякам, получив политическое убежище, зацепиться в Австрии. За эту махинацию суд австрийского города Корнойбург в августе 2007 года приговорил каждого из троих к одному месяцу тюрьмы и девяти месяцам условно...
Однако вернемся к трагической смерти Умара Израилова, убежавшего, по его собственным словам, от чеченской войны и ее последствий на Запад и поселившегося в стабильной австрийской столице.
Это случилось 13 января 2009 года в 12 часов 30 минут пополудни, когда Умар Израилов решился выйти из дома за покупками. Он уже давно боялся, что и в тихой Вене может стать жертвой убийц. И у него, двадцатисемилетнего чеченца, отца троих детей, были для этого все основания. В последнее время Умаров выходил куда-то только средь бела дня, а на улицах пытался держаться поближе к людям. Так было и 13 января, когда, нагруженный покупками, он покинул продуктовый магазин и, завернув за угол на Остмаркштрассе, увидел шагавших навстречу ему двоих. Он понял, что они по его душу...
В австрийских средствах массовой информации сейчас можно найти много реконструкций того, как происходило это убийство. Но для общественности главное, наверное, не они, а осмысление, почему такое дерзкое убийство вообще произошло.
Венская газета «Штандард» пишет, что Умар Израилов несколько раз обращался в здешнюю полицию и органы безопасности с просьбой предоставить личную охрану, ибо ему угрожают смертью. Газета приводит конкретные примеры угроз. Так, еще прошлым летом к австрийским властям обратился один чеченец, который сообщил, что он лично «получил задание — уговорить Умара вернуться в Чечню, а если уговоры не подействуют, его просто-напросто ликвидировать». Или другой эпизод: тогда же, прошлым летом, 3 июля 2008 года в два часа ночи сам Умар Израилов, подойдя к одному из окон своей квартиры, в которой поселился со всей семьей, заметил притормозивший внизу микроавтобус и человека, указывающего своему напарнику вверх на его окна. С тех пор Умар — чеченец, который видел войну и считал себя героем, — впервые почувствовал страх... Или еще одна история, которая тоже произошла прошлым летом. Известная на Западе правозащитная организация (чтобы не подвергать опасности коллег, работающих в России, она не захотела себя публично назвать) обратилась в компетентные австрийские органы со следующим обоснованным ею заявлением: «Мы просим вас предпринять все возможное, чтобы сберечь жизнь Умара Израилова»...
По сведениям, попавшим в австрийскую газету «Ди Прессе», недавно в руках здешней полиции оказались списки тех беженцев, которых президент Чечни Рамзан Кадыров хотел бы любой ценой вернуть на родину. МВД Австрии не может оценить пока серьезность этих списков, но тем не менее подтверждает, что 50 человек из них действительно проживают в Австрии. Как сообщает венский еженедельник «Фальтер», в протоколе, составленном 8 июля 2008 года по поводу заявления того чеченца (его имя Арби), которому было дано задание выманить Израилова на родину или ликвидировать на месте, дословно зафиксировано следующее: «Я работаю на президента Республики Чечни Рамзана Кадырова. Мой шеф является правой рукой президента... Я задействован в отделе, который занимается возвращением чеченцев из-за рубежа...».
Когда в роковой день 13 января Умар Израилов увидел шагающих ему навстречу двоих мужчин, он бросил сумку с покупками и пытался бежать, но его преследователи, как в американском боевике, открыли по убегающему огонь. Беглец бежал зигзагами между проезжавших по улице и припаркованных у тротуаров машин. Визжали тормоза, находившиеся рядом пешеходы начали прятаться в укрытия. Но спастись от профессионалов Умару не удалось. Нa то они и киллеры...
Из Чечни Умар Израилов уехал в 2004 году. Сначала в Польшу, но не чувствуя себя там в безопасности, подался в Австрию, где после «падения» границ со Словакией, Венгрией и Чехией был вынужден ограничить свои маршруты и контакты с незнакомыми людьми, особенно после того, как, по его словам, человек Кадырова попытался обманом вернуть его в Чечню.
Наверное, в свое время у себя на родине Умар тоже не был ангелом. Совсем еще молодым он был задержан как ваххабит и сепаратист, но пришла амнистия и его освободили. Некоторые считали, что ему повезло: как-никак он стал телохранителем самого Рамзана Кадырова. Но отец Умара заявил, что пойти на службу в силы безопасности нынешнего главы республики его сына заставили...
Как бы там ни было, в конце 2006 года Кадыров узнал, что не кто иной, как его бывший охранник, подал в Европейский суд по правам человека иск и в этом иске обвиняет его, Кадырова, в том, что он, Кадыров, в период с 2003 по 2005 год был лично ответственен за похищение неугодных ему людей. Больше того, осенью прошлого года в интервью американскому изданию «Нью-Йорк Таймс» Умар Израилов рассказал, что на протяжении нескольких месяцев был свидетелем того, как президент вместе со своими подчиненными избивал людей ногами и лично использовал против заключенных шокер. В этом интервью Израилов обвинил Кадырова и в том, что тот приказал похитить его отца. Чтобы вынудить Умара возвратиться в Чечню, его отца на протяжении десяти месяцев незаконно держали взаперти и подвергали пыткам.
Как сказал австрийской прессе адвокат Израилова, работники австрийской службы безопасности не сумели вовремя распознать опасность всей ситуации. Не случайно последняя просьба о предоставлении ему и его семье охраны была подана Умаром властям всего за шесть дней до его «казни».
Остается добавить, что после гибели Израилова полиция нашла у него дома под матрацем незарегистрированный пистолет. Кем на самом деле был Умар Израилов, и что в действительности кроется за обстоятельствами его убийства: месть президента своему проштрафившемуся охраннику, какие-то криминальные разборки или самое настоящее политическое убийство? Никто из занимающихся раскрытием этого преступления австрийцев ответить пока не может.
В тот роковой для Умара Израилова день, как считают эксперты, его поджидали, как минимум, четыре человека, как минимум, на двух машинах. Австрия была шокирована тем, с каким хладнокровием: средь бела дня, без масок, без лишней суеты и боязни быть опознанными — двумя выстрелами в голову был казнен человек. Случайный свидетель из своего окна сразу же после выстрелов сделал на мобильник снимок.
На фотографии — двое мужчин, быстрым шагом уходящих с места преступления. Спустя несколько дней стало известно, что полиция арестовала в городе С.-Пельтен подозреваемого в убийстве выходца из Чечни. Любопытно, что этот человек, получая австрийские беженские документы, взял себе довольно обычную здесь, но украинскому, да, наверное, и чеченскому уху напоминающую о нацистских преступниках фамилию Кальтенбруннер. По попавшим в прессу сведениям чеченца Кальтенбруннера подозревают в том, что он был водителем одной из машин, на которых скрылись убийцы. 28 января в разных городах Австрии задержаны еще семеро подозреваемых. Умар Израилов похоронен в Вене.
Во время похорон телу Умара Израилова была предоставлена усиленная охрана — спецподразделение «Кобра», снайперы и люди в штатском.
Выпуск газеты №:
№17, (2009)Section
День Планеты