Чем удивило немцев новое правительство Меркель?
Консерваторы и социал-демократы наконец договорились о распределении полномочий
После парламентских выборов в Германии прошло почти три месяца, однако только сейчас стало окончательно известно — кто и как распределит полномочия в правительстве, которое уже в третий раз возглавит Ангела Меркель. Результат затяжных переговоров между «черными» и «красными» показателен — новое правительство принесло много неожиданностей.
То, что его сформируют представители консервативного блока партий Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) вместе с Социал-демократической партией Германии (СДПН), было известно и раньше. Ведь еще в конце ноября немецкие консерваторы и социал-демократы завершили переговоры по коалиционному соглашению — так называемой большой коалиции. Однако с объявлением кадрового состава нового правительства было решено подождать, ведь социал-демократы должны были решить — приемлемо ли коалиционное соглашение с консерваторами. Новый состав правительства был обнародован 15 декабря в Берлине социал-демократами и консерваторами. И он удивил немцев своими неожиданными изменениями и «перетасовкой в колоде карт».
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ — ТУРЧАНКА
Как пишет украинская служба Deutsche Welle, «сенсацией можно считать назначение Урсулы фон дер Лейен, ранее отвечавшей за социальную сферу, на должность министра обороны вместо Томаса де Мезьера, вернувшегося в МВД». Она — мать семерых детей и первая женщина на этом посту в истории ФРГ. «Такое место может стать для фон дер Лейен и катапультой в преемницы Меркель, и путевкой в политическое небытие, — отмечает DW. — Немало немецких министров обороны в прошлом бесславно попрощались с этой должностью, уйдя в отставку». Кроме того, членом правительства в большой коалиции станет Айдан Озогуз, которая займет должность государственного министра по вопросам миграции, беженцев и интеграции.
ВИЦЕ-КАНЦЛЕР — «ТЯЖЕЛОВЕС»
Еще одним весомым решением для нового правительства стало назначение Зигмаря Габриеля вице-канцлером. Также Габриель возглавит министерство с расширенными полномочиями — экономики и энергетики. Из-за «весомости» должности его уже успели назвать «тяжеловесом». «Самым весомым именно этот министерский портфель можно считать ввиду того, что главная внутриполитическая задача Германии на ближайшие четыре года — это организация по возможности безболезненного перевода всего народного хозяйства страны с традиционной на альтернативную, «зеленую» энергетику», — считает DW.
Министром здравоохранения в правительстве, несмотря на то, что до сих пор шла речь о представителях СДПН, объявили бывшего генерального секретаря ХДС Германна Грее. Баварский ХСС получил три министерских портфеля в новом правительстве. Министра внутренних дел Ганса-Петера Фридриха перебросили на сельское хозяйство, а также расширили полномочия министерства транспорта. Всем этим будет руководить бывший генеральный секретарь ХСС Александер Добриндт. Бытует мнение, что из консервативных деятелей именно он — новое лицо в правительстве ФРГ, как и Герд Мюллер, назначенный на должность министра по вопросам экономического сотрудничества и развития.
СМЕНА ПОЗИЦИЙ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ
Немецкие же консерваторы медлили с объявлением своего списка министров до последнего. «Проблема, считают обозреватели, возникла из-за того, что Ангеле Меркель так и не удалось убедить Рональда Пофаллу остаться на должности руководителя ее ведомства, которое координирует работу всех немецких министерств. Из-за упрямства главы канцлерской администрации консерваторам пришлось тасовать всю кадровую колоду. В конце концов на место Пофаллы перешел из отданного социал-демократам министерства экологии Петер Альтмаер», — пишет DW. Министром финансов остался Вольфганг Шойбле, который пользуется общим уважением и авторитетом. Кроме канцлерши он — один из немногих членов нового правительства, сохранивший свои полномочия. Также на месте руководителя министерства образования и научных исследований осталась консерватор Йоганна Ванка.
«СТАРЫЙ НОВЫЙ» МИНИСТР МИД
Министром иностранных дел, как и ожидалось, стал лидер фракции СДПН в Бундестаге Франк-Вальтер Штайнмаера, который уже председательствовал в немецком внешнеполитическом ведомстве во времена другой большой коалиции в 2005—2009 годах. Именно эта фигура будет наиболее важной для Украины. И от него во многом зависят отношения Германия — Украина. О том, как новый состав отразится на роли Меркель в Европе и на отношениях с Россией и Украиной, «День» спросил у кандидата исторических и политических наук, доцента кафедры политологии Киево-Могилянской академии Андреаса УМЛАНДА, который считает, что несмотря на некоторые особенности в новом составе, это правительство не слишком особенное. «Это не первая большая коалиция под председательством Ангелы Меркель, да и Штайнмайер уже был министром иностранных дел в первой большой коалиции между христианскими демократами и социал-демократами. То, что турчанка стала министром, тоже не стало большим сюрпризом, ведь на региональном уровне министры с турецким происхождением уже были. А вот то, что женщина возглавила министерство обороны, — это действительно впервые в истории Германии», — отметил политолог.
Также он отметил, что большие изменения не должны были произойти: «Министерство иностранных дел возглавил социал-демократ, поэтому, возможно, и будут расставлены некоторые новые акценты. Скажем, социал-демократы имеют лучшие отношения с российским руководством, чем либерал-демократы, ранее возглавлявшие это министерство. Но повлечет ли это за собой какие-то особенные последствия — трудно сказать. Политика останется такой, как есть. Вообще в Германии партии меньше профилированы во внешнеполитической сфере, чем в Украине».
В то же время, по словам эксперта, неожиданностей можно ждать в отношениях Германия — Россия: «Интересно будет наблюдать за политикой Германии в отношении России, потому что по сравнению с первой крупной коалицией 2005—2009 годов, когда Штайнмайер проводил пророссийскую политику, сегодня имидж России и Владимира Путина резко ухудшился в Германии. Традиционные связи между Россией и немецкими социал-демократами весомые. Возможно, будут новые нюансы».
«В целом это просто распределение портфелей, — подытожил Андреас Умланд, — Значение социал-демократов больше, чем можно было ожидать после их успеха на выборах. Потому что они получили два важных министерства, которые возглавили Габриель и Штайнмайер. Но не думаю, что это будет иметь какие-то важные последствия, потому что позиции партий не так уж сильно отличаются. Возможно, будет большим социальный уклон».
Выпуск газеты №:
№231, (2013)Section
День Планеты