Четыре события, которые определили сегодняшнюю Польшу
Александр МОЦЫК: Наши страны не сойдут с пути доверия и понимания![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960603/493-3-1.jpg)
Сегодня в Кракове начинаются мероприятия по празднованию двадцатилетия проведения первых демократических выборов в Польше, которые привели к свержению коммунизма в странах Центральной и Восточной Европы. Сделаны ли надлежащие выводы на Западе о значимости события, которое произошло 20 лет назад в Польской Народной Республике? Чем объясняется стойкость польской экономики в условиях нынешнего глобального экономически-финансового кризиса? Когда начнет действовать Соглашение между Украиной и Польшей о малом пограничном движении? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Польше Александра МОЦЫКА.
— Думаю, что надлежащие выводы сделаны. Запад хорошо понимает, насколько важными были первые ростки протеста Польши против коммунистического режима, ростки, которые формализовались в создание действительно демократического правительства. Более того, ситуация в Польше повлияла на весь Центрально-Восточный регион Европы. И если забежать наперед, то можно сказать, что тем самым она приближала также другие важные эпохальные события глобального масштаба. В частности, такие, как крах Советского Союза и создание новых независимых государств на территории бывшего СССР.
— Александр Федорович, какие уроки следует взять Украине из польского мирного пути свержения коммунизма и введения буквально с 1 января 1990 года капитализма?
— Действительно, в Польше все произошло очень быстро. И очень важно, что все прошло мирно. Кроме того, это событие двадцатилетней давности имело влияние на Украину, в частности, на формирование демократических течений в нашем обществе, на укрепление тех течений, которые в то время существовали. Эти события были хорошим примером, как можно мирным путем сменить старую отсталую систему и работать над созданием новой, действительно демократической. Для Украины главным образом эти события стали определенным катализатором для обретения собственной государственности.
— Как известно, многие украинские делегации посещают Польшу с целью освоения опыта этой страны в реформировании различных отраслей. Но почему Украине не удается реализовать по примеру Польши хотя бы административно-территориальную реформу, которая успешно была проведена в соседней республике?
— Мне не с руки характеризовать ситуацию в Украине как послу в другой стране. Что касается Польши, то эта страна действительно провела ряд реформ, которые сделали ее сегодняшней демократией, сегодняшним влиятельным государством в Европейском Союзе. В первую очередь, это так называемая шоковая терапия Лешка Бальцеровича, которая стала тем моментом, когда очень быстро были проведены необходимые рыночные реформы. И страна в один день перешла полностью на капиталистическую систему ведения хозяйства. Во-вторых, в конце 90-х годов в Польше была проведена административная реформа, в результате которой вместо 49 воеводств было создано 16. В ходе этой реформы была осуществлена передача очень многих властных полномочий, включая финансы, на места. Сами поляки считают, что именно административная реформа во многом создала сегодняшнюю Польшу. В-третьих, вступление страны в НАТО в 1999 году. Благодаря этому шагу страна получила гарантии безопасности, что содействовало приливу в Польшу западных инвестиций, а также введению западных стандартов. В-четвертых, вступление в ЕС 1 мая 2004 года. Именно эти четыре события определили сегодняшнюю Польшу.
— Соглашаетесь ли вы с мнением самих поляков, что их экономика довольно стойкая в отношении экономического кризиса, который больно ударил по Балтийским странам, Украине и Венгрии, а также вызвал падение экономического роста даже в Германии?
— Это правда. По-видимому, Польша на сегодняшний день меньше по сравнению с другими странами Европейского Союза, особенно западными, ощущает дыхание кризиса. Польская экономика была больше всего подготовлена к этому явлению. Во-первых, банковская система оказалась достаточно прочная с серьезными валютными резервами. Банковская система не знает такого явления как невозврата кредитов или депозитов. Если посмотреть на польские газеты, то везде размещена реклама относительно возможности получения кредитов то ли на строительство жилья, то ли на покупку автомобиля. Кроме того, в Польше наблюдался в последние годы рост порядка пяти-шести процентов. Конечно, сегодня в некоторых отраслях ощущаются проблемы, в частности в таких отраслях, как строительство, металлургия, судостроение. Но в общем польская экономика держится довольно мощно.
— Чем это объясняется? Проведенными реформами?
— Да. Но кроме того, польское правительство имеет антикризисную программу. В частности, был сокращен бюджет приблизительно на 17 млрд. злотых (приблизительно 5 млрд. дол. США). Кроме того, были предприняты другие меры и поэтому ситуация в стране является стабильной и нет пессимизма. Поляки пытаются все меньше говорить о кризисе.
— Кстати, как экономический кризис отражается на двусторонних отношениях между нашими странами?
— В первую очередь, следует отметить, что последние несколько лет мы имели очень большой рост объемов экономического сотрудничества. В частности, наблюдался рост инвестиций, торгово-экономического сотрудничества. Инвестиции Польши в украинскую экономику на конец 2008 года составили приблизительно 700 млн. долларов. В Украине работает более 1200 польских фирм или компаний с польским или украинско-польским капиталом. По данным посольства, в связи с кризисом радикального сокращения инвестиций не происходит. Более того, есть компании, которые уже сейчас расширяют присутствие в Украине или сотрудничество. Что касается торгово-экономического сотрудничества, то объем двусторонней торговли за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличился на 45 процентов и достиг почти семь млрд. долларов. Это очень серьезная цифра. И можно сказать, что благодаря этому Польша вышла на третье место как внешнеторговый партнер Украины в мире. Конечно, в этом году наблюдается определенный спад во внешнеторговых операциях. Но сейчас еще рано делать прогнозы.
— А как нынешний кризис повлиял на деятельность украинских инвесторов в Польше и украинцев, которые работают в этой стране?
— Украинские инвесторы также ощущают кризис, но они продолжают работать и принимать все возможные меры, чтобы пройти этот непростой период и далее развиваться. Могу сказать, что украинские инвесторы на металлургическом предприятии Гута Ченстохова и судостроительном заводе в Гданьске и в автомобильной фабрике FSO в Варшаве очень успешно работали до кризиса, по высшим европейским стандартам. Сейчас ситуация несколько хуже. Но давайте не будем оставлять оптимизма.
Сейчас, из-за отсутствия данных, пока что рано говорить, как кризис повлиял на украинцев, которые работают в Польше. Впрочем, можно сказать, что некоторая часть украинцев выехала назад на родину.
— В последнее время украинские политики заявляют, что после введения упрощенного визового режима с ЕС Украина оказалась в худших условиях. Кое-кто из них поднимает вопрос о введении в ответ на это визы или оплаты за въезд в нашу страну по примеру Турции. Как у нас развивается упрощенный визовый режим с Польшей?
— Мы работаем над тем, чтобы упрощенный визовый режим с ЕС действовал так, как это записано в Соглашении между Украиной и ЕС об упрощении оформления виз от 18 июня 2007 г. Т.е., чтобы точно выполнялись положения соглашения относительно тех категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных и многоразовых виз. А определенные категории граждан могут получать многоразовую визу сроком до пяти лет.
Если сравнить действие соглашения теперь с тем, что было год назад, то прогресс наблюдается большой. Понятно, что с нашей стороны существует желание, чтобы со временем был введен безвизовый режим со странами ЕС. В преамбуле Соглашения введение безвизового режима определено как неизменная перспектива. Если говорить о сроках, то хотелось бы, чтобы это произошло к Евро-2012. Получится так или нет, еще рано говорить, но Украина активно работает в этом контексте.
— Александр Федорович, почему до сих пор не стартовало действие Соглашения между Украиной и Польшей о малом пограничном движении? Ведь предусматривалось, что оно вступит в силу в мае этого года.
— Мы ждем, пока это соглашение вступит в силу. Надеюсь, что это произойдет в июне.
— Как известно, польское правительство активно поддерживает интеграцию Украины в ЕС и НАТО. Также наша страна ощущала большую поддержку польских депутатов в Европарламенте. Сохранится ли такая поддержка в Европарламенте после нынешних выборов в законодательный орган ЕС и насколько возможно усиление роли Польши в различных европейских органах после этих выборов?
— Я думаю, что поддержка Польши останется видимой, такой, как была всегда. Польша будет иметь в Европейском парламенте нового созыва 50 депутатов. Я абсолютно убежден, что Польша укрепит свою роль в европейских органах.
— Прислушается ли ЕС к доказательствам Польши в отношении нецелесообразности строительства газопровода Nord Sream и расширения существующего газопровода через Польшу и Беларусь?
— Нужно учитывать, что этот вопрос является составляющим более широкой темы — европейской энергетической безопасности. Все вопросы поставки нефти и газа в Европу должны согласовываться с Европейской политикой энергетической безопасности. По моему мнению, для поставки российского газа в Европу лучшего маршрута как через Украину — нет. Реализация Меморандума, подписанного с Европейским Союзом содействовала бы расширению мощностей украинской газотранспортной системы. И таким образом можно было бы удовлетворить объемы газа, которые предусматривается осуществить по газопроводу Nord Sream.
— Почему, по вашему мнению, в Европейском Союзе не срабатывает принцип солидарности по данному энергетическому вопросу?
— Трудно сказать. Очевидно, это зависит от воли самих стран — членов ЕС. Сейчас в ЕС именно проводится общая энергетическая политика.
— Кстати, продолжая тему энергетического сотрудничества, в частности, достройки нефтепровода Одесса-Броды до Гданьска, некоторые украинские эксперты считают, что мяч находится на стороне Польши и задержка этого проекта связана с несостоятельностью польской стороны обеспечить реальные закупки каспийской нефти. Разделяете ли вы это мнение?
— Проект евразийского нефтетранспортного коридора является очень важным. В нем на сегодняшний день задействованы Украина, Грузия, Азербайджан, Польша и Литва. На данном этапе главное — перейти от фазы одобрение ТЭО к конкретной работе по его имплементации. В реализации проекта заинтересованы все упомянутые страны, и каждая из них прилагает соответствующие усилия для скорейшей транспортировки каспийской нефти в Европу.
— Некоторые политические силы в Украине считали, что лучшим путем интеграции Украины в евросообщество является сначала вступление в НАТО, а потом членство в ЕС. Именно таким путем двигались в этом направлении страны Центральной и Восточной Европы. Александр Федорович, принимая во внимание нынешнюю ситуацию в нашей стране, видите ли вы такую возможность для того, чтобы Украина повторила путь своих западных соседей?
— Во-первых, есть решение Бухарестского саммита о том, что Украина станет членом НАТО. Во-вторых, Украина должна сама работать над тем, чтобы выполнить домашнюю работу. А это означает ежегодные национальные планы, которые на 70 процентов касаются внутренних реформ. В частности, речь идет о реформировании Вооруженных сил, нашей экономики, судебной системы, социальной сферы и тому подобное. Т.е. это набор реформ, которые помогут нам быстрее развивать свою экономику, гражданское общество, укреплять демократические институты и таким образом приближаться к высшим стандартам стран Запада. Сегодня НАТО не столько военный, сколько демократический блок и это подтверждает практика сотрудничества Украины с Альянсом. Поэтому нам нужно идти таким путем и развивать страну.
— Несмотря на достижение примирения между нашими странами, время от времени в Польше определенными силами поднимается вопрос «признания резни на Волыни геноцидом поляков». Почему так происходит, с чем это связано?
— У нас общая более чем 1000-летняя история. В общем, она развивалась в позитивном и добрососедском духе. Но были и сложные страницы. Сегодня мы не можем изменить того, что произошло. Мы можем только работать вместе, чтобы построить такую систему отношений и такое общее пространство в Европе, которое бы просто не позволяло иметь не то что конфликты, а недоразумения в будущем.
Сегодня обе страны и оба народа идут дорогой единения и примирения. Мы делаем все для того, чтобы «тяжелое прошлое» не мешало успешному сегодняшнему дню, прилагаем усилия для открытого и правдивого освещения истории, осуждая преступления и почитая память жертв и пострадавших. Причем, делается это с обеих сторон: с украинской — это Волынь и «Львовские орлята», с польской — Павлокома и акция «Висла».
Знаковым было совместное участие президентов в памятных мероприятиях в Гуте Пеняцькой на Львовщине, готовимся сейчас к открытию памятника в Сагрыни на Люблинщине.
Убежден, что мы идем в правильном направлении и не сойдем с пути доверия и понимания. Ведь именно на таких основах строится Европейский Союз.
Выпуск газеты №:
№93, (1996)Section
День Планеты