Перейти к основному содержанию

Чисто французская проблема

Большинство избирателей поддерживает сокращение срока президентства с 7 до 5 лет
23 мая, 00:00
Политическая жизнь Франции оживилась одновременно с главным европейским кинособытием — Каннским фестивалем.

Причем перипетии вокруг возможного сокращения срока президентского мандата с 7 до 5 лет, в последний раз предлагаемое на прошлой неделе, вызвали значительно большую прессу, чем кинофестиваль. Создается даже впечатление, что во Франции ничто другое не происходит.

Бывший президент Валери Жискар д’Эстен, которого считают одним из самых больших врагов нынешнего главы государства Жака Ширака, уже не впервые предложил сократить срок пребывания президента у власти до 5 лет. Премьер-министр Лионель Жоспен не просто поддержал предложение, но и пошел дальше. Он заявил, что в случае, если президент Ширак не отреагирует адекватно, его правительство в состоянии действовать в этом направлении самостоятельно, но в соответствии с законодательством. По конституции, французское правительство имеет право законодательной инициативы. После чего в пятницу Жоспен объявил, что хочет проведения референдума по изменениям в конституции не позже, чем в конце текущего года, после подробного анализа проекта закона в национальной ассамблее и, если потребуется, в сенате.

Президент Ширак взял тайм- аут на размышления. Его советники обещают, что президент непременно выскажется уже через несколько дней.

Изменения в конституции — вещь серьезная. Особенно зная, что французская политика, как и другие стороны французской жизни, в действительности, вещь чрезвычайно консервативная. Семилетний срок президентства был предложен во время становления Второй республики не кем- то другим, а монархистами — они искренне считали, что семь лет — достаточный срок для того, чтобы найти достойного кандидата на престол. По иронии судьбы, 7-летний мандат президента стал основой французской политической системы в различные периоды истории.

«Семь лет — это слишком долго». На эту тему высказывались и правые, к которым принадлежит президент Ширак, и левые, в частности, социалисты — однопартийцы премьера Жоспена.

«Семь лет президентского мандата не отвечают требованиям современной жизни и современной демократии», — звучало в публичных выступлениях бывшего премьера Алена Жуппе и бывшего министра иностранных дел Эрве де Шаретта. Действительно, практически во всех европейских республиках, за исключением Франции и Италии, президент избирается на 5 лет, а парламент (депутаты) — на 4. Во Франции, соответственно, на 7 и 5. Французские сенаторы имеют девятилетний мандат, мэры городов — шестилетний. В результате этого Франция просто обречена на «сосуществование» — чисто французскую модель, когда ветви власти возглавляются представителями различных партий. Критика со стороны многих и политиков, и политологов состоит в том, что эта система слишком громоздка, не позволяет быстро реагировать и не предусматривает прозрачности (или модной сегодня на Западе «транспарентности») при принятии решений.

До сих пор аргументы президента Ширака были «против» и формулировалось это так — пятилетняя система президентства непременно приведет к установлению жесткого президентского режима, что будет плохо для страны.

В соответствии с данными последних опросов, до 75% французского населения поддерживает сокращение президентского мандата, не задумываясь, однако, что это может за собой повлечь. Одновременно понятно, что в случае вынесения этого вопроса на референдум, его придется дополнять другими. Например, о том, сколько раз один и тот же человек может быть президентом страны. На сколько лет и по какому принципу должны избираться депутаты, сенаторы, мэры, местные органы. Как будет выглядеть распределение прав и обязанностей между президентом и правительством — до сих пор «сосуществование» базировалось на ряде неписаных правил. В частности, внешняя политика считалась исключительно вотчиной президента — и эту традицию пытался нарушить Жоспен.

Сегодняшние баталии вокруг 5-летнего мандата в действительности означают старт президентской кампании во Франции. Выборы назначены на 2002 год, главных претендентов двое — Ширак и Жоспен. Жоспен, который сегодня, по данным социологов, несколько проигрывает в популярности Шираку, очевидно, пытается использовать любую возможность это наверстать. И это уже тенденция общеевропейских левоцентристов — сначала сказать и сделать, потом подумать.

Ширак, как считают французские аналитики, будет тянуть с принятием решения до последнего, показывая, что он контролирует ситуацию. Но у него может не быть иного выхода, кроме объявления прямого (то есть без парламентского решения) референдума о проведении изменений в конституции. В этом случае он несомненно выиграет. А рядовому французу, очевидно, это все очень скоро станет неинтересно.

КСТАТИ

Как отметил в интервью вчерашней «Либерасьйон» лидер французских центристов Франсуа Бейру, референдум без предварительного рассмотрения Национальной ассамблеей может причинить вред главе государства. После неудачной попытки роспуска парламента Ширак вышел ослабленным, как и в 1992 году во время референдума относительно ратификации Маастрихтского договора. И интерес к кампании по референдуму может быстро иссякнуть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать