Перейти к основному содержанию

Что мешает Москве отпустить украинского рыбака?

Семен НОВОПРУДСКИЙ: «Если Россия называет наши отношения «братскими», ей надо оперативно проявить человечность»
15 октября, 11:41

На этой неделе исполняется три месяца с дня гибели четырех украинских рыбаков, лодка которых столкнулся с катером российских пограничников в Азовском море. Пятый рыбак выжил — Александр Федорович, после инцидента был доставлен в город Ейск (Краснодарский край), где перенес операцию. «День» уже неоднократно писал об истории пана Александра (см. «День» за 14 августа №143, материалы на сайте: «Инцидент с рыбаком: три вывода», «Кто поможет украинскому моряку, который выжил», «Россия! Верни Федоровича!», «Ждем ответ от Москвы...». Напомним, российская сторона обвиняет Александра ФЕДОРОВИЧА в браконьерстве, что грозит штрафом в 65 тыс. руб. и тюрьмой на два года. Украинский рыбак до сих пор находится в Ейске на подписке о невыезде. В телефонном разговоре «Дню» он сказал: «сидит дома на бобах — нет денег». Что будет дальше — не имеет представления. Так же не знает ничего и его адвокат Виктория ПРОСВИРИНА. Она рассказала, что следствие до сих пор продолжается, дата суда остается неизвестной. «Ждем ответа на запросы украинской стороны. Как только следствие получит, дело передадут в суд», — отмечает она.

Тем временем, на днях, директор департамента информации и печати МИД России Александр Лукашевич выразил надежду, что гибель украинских рыбаков «не помешает братским отношениям с Украиной». «Сейчас вплотную занимаются прокуратуры двух стран, к сожалению, инцидент с тяжелыми последствиями очень политизирован в Украине, и я вполне понимаю тональноть вашего вопроса. Мы очень надеемся, что через эти контакты удастся решить без ущерба для наших братских отношений с Украиной», — ответил Лукашевич, которого цитирует УНИАН, на вопросы журналистов.

И действительно ли такая позиция России в этом инциденте не отразится на украинско-российских отношениях? Об этом «День» спросил украинских и российских экспертов.

«РОССИЯ ДОЛЖНА ПОНЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТОТ ИНЦИДЕНТ»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, профессор Киевского национального университета им.Т.Шевченко:

Я не думаю, что наши отношения останутся неизменными. Конфликтогенность создают не погибшие рыбаки, а более глубокие интересы — антагонизм между Украиной и Россией. Это — дополнительный негативный фон и так достаточно напряженных отношений между Киевом и Москвой. Конечно, этот вопрос будет постоянно подниматься министерством иностранных дел, поскольку это его ответственность. Но дальше заботы МИД Украины — это не пойдет. Решению этого конфликта мешает отсутствие делимитации Азовского моря. Россия считает, что были нарушения со стороны наших рыбаков. Украинская сторона думает, что это акт, который несовместим с правами человека. И действительно, таранить рыбацкую лодку, которая не несла никакой угрозы национальной безопасности Российской Федерации – это говорит о том, что российские пограничники превысили допустимые нормы применения силы. Россия должна понести ответственность за этот инцидент.

«ЭТО НАРУШЕНИЕ ВСЯЧЕСКИХ НОРМ НОРМАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ»

Владимир ВАСИЛЕНКО, правовед-международник, доктор юридических наук, профессор:

— Отношение России к этому инциденту, к судьбе людей, которые пострадали, в частности, к рыбаку, который находится в России и которому препятствуют уехать домой — уже повредило нормальным отношениям между двумя странами. О каких братских отношениях может идти речь, когда катер пограничной охраны РФ преднамеренно протаранил лодку украинских рыбаков? Погибли люди, а российская сторона не отвечает на письма, обращения, запросы и ноты Украины относительно проведения надлежащего расследования этого инцидента. В первый же день украинский МИД направил ноту России, и после этого еще несколько. Было обращение министра юстиции Украины, Генеральной прокуратуры, — мы до сих пор не имеем ответа. А те, которые имеем — негативные. На мой взгляд, совершенно нецивилизованное отношение российской стороны к запросам Украины — нежелание допустить украинских следователей к расследованию этого инцидента — это нарушение всяческих норм нормальных взаимоотношений между цивилизованными государствами.

Этот инцидент произошел в водах, которые  не только являютсяходятся под юрисдикцией Российской Федерации. Российская пограничная зона контроля, согласно законодательству, составляет всего 4 км. Инцидент произошел вне этой зоне, а в водах, которыми могут совместно пользовать и россияне, и украинцы. Здесь никаких нарушений со стороны украинских рыбаков не было. Почему возникла такая ситуация? Российская сторона упорно отказывается провести линию границы по Азовскому морю, и это еще одна причина, почему случилась эта трагедия.

«...ЕСЛИ РОССИЯ НАЗЫВАЕТ НАШИ ОТНОШЕНИЯ «БРАТСКИМИ», ЕЙ НАДО ОПЕРАТИВНО ПРОЯВИТЬ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист, Москва:

— Трудно сказать — допустимая ирония или сарказм в заявлениях официальных лиц МИД России, когда они называют нынешние отношения Украины с Россией «братскими». В этом случае это выглядит именно так. Если говорить об отношениях между людьми, то они хорошие и человечны, но говоря об отношениях между государствами, к сожалению, они не «братские». Украинская власть, по крайней мере, до того когда будет подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, не захочет педалировать этот инцидент, чтобы не злить Россию еще больше. В этой ситуации, решение этого инцидента будет зависеть от Украины — будет ли она требовать в жесткой форме проведения расследования или нет и т.д. Даже из недавнего заявления Лукашевича можно судить: случилось, так случилось. Впрочем, я думаю, что этот инцидент принципиально не изменит отношения между двумя странами. Трудно сказать, до какой степени Украина готова защищать свой европейский выбор, но то, что Россия не может с этим смириться, — очевидно.

А вот решить этот инцидент мешает то, что у России и Украины нет отлаженной системы быстрого решения конкретных частных вопросов. Страны то долго спорили относительно границы в Азовском море, то вели бесконечные газовые войны — они отвыкли от быстрого решения вопросов, которые касаются конкретных людей. Между тем, одна из главных задач дипломатов — не только то, чтобы страны находились в хороших отношениях, но и чтобы с помощью дипломатов решались судьбы отдельных людей в трудных обстоятельствах. На постсоветском пространстве, к сожалению, утрачено понятие «дипломат». Это человек, который помогает обычным людям в сложных жизненных обстоятельствах. Но если Россия называет наши отношения «братскими», ей надо оперативно проявить человечность, поскольку эта черта не показывает слабость дипломатии, напротив — показывает ее силу, целесообразность и назначения.

* * *

Мы также связались с односельчанином Александра Федоровича — Леонидом ХАНАСОМ. Напомним, летом он выступил одним из организаторов митинга в поддержку рыбаки. Тогда жители Безымянного подписали несколько петиций к Президенту, премьер-министра и министра иностранных дел с просьбой как можно быстрее решить это дело. Что же они получили? По словам господина Ханаса, людей и до сих пор не известили о том, что их письма были получены. «Я думаю, что этот процесс, зная нашу бюрократию, затянется, — говорит Леонид Ханас. — Мы также направили резолюцию к президенту России Владимиру Путину. И ответ о том, что она поступила к нему мы получили». По словам господина Ханаса, жители Безымянного также отослали письмо к нему с просьбой, чтобы он вмешался в дело Федоровича. «Люди возмущены действиями России, которая заявляет, что Украина заполитизировала вопросы относительно гибели моряков и надо думать о обоюдный выход из этой ситуации! А какой он будет — не знаю. Люди настроены по-боєвому, но пока пообещали деньги (семьям рыбаков, погибших. — Ред.) будем ждать», — добавляет Леонид Ханас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать