Что стоит за бюджетным противостоянием в США?
Олег ШАМШУР: «Обама сознательно идет на обострение ситуации... и рассчитывает, что республиканцы содрогнутся»![](/sites/default/files/main/articles/02102013/3obama.jpg)
В США впервые за 17 лет разворачивается серьезный бюджетный кризис. Через расхождения между двумя палатами Конгресса относительно бюджета Федеральные учреждения Соединенных Штатов стремительно прекращают работу. Почти 800 тысяч американских госслужащих вынуждены отправиться в неоплачиваемые отпуска. Это случилось после того, как в полночь по вашингтонскому времени (07.00 по Киеву во вторник) республиканцы и демократы не смогли договориться относительно проекта бюджета на новый финансовый год. Камнем преткновения стала реформа здравоохранения, предложенная Бараком Обамой.
Республиканское большинство в палате представителей настаивает на том, чтобы реформу здравоохранения, которое продвигает администрация Барака Обамы, отложили на год. В то же время Сенат, где большинство имеют союзники президента-демократа, требует принять ее.
Президент США Барак Обама считает, что республиканцы проявляют безответственность, политизируя бюджетный процесс, пытаясь снова затронуть вопрос, решенный на прошлых выборах. По его словам, свертывание деятельности федерального правительства сразу же будет иметь негативные последствия для благосостояния значительного количества людей и может повлиять на возобновление американской экономики после кризиса. Президент также отметил, что реформа здравоохранения будет реализована независимо от обсуждения финансирования госучреждений.
Республиканцы, обсуждая бюджетный законопроект, опять заявили, что считают реформу здравоохранения президента Обамы несправедливой. «Это вопрос справедливости по отношению к американскому народу, — сказал спикер Бейнер. — Как мы можем одобрять отказы и отсрочки для больших объединений, для большого бизнеса и в то же время сковывать своих избирателей законом, который им не нужен?». Лидер республиканского большинства в палате представителей Эрик Кантор считает Obamacare проявлением неравенства.
«День» обратился к экс-послу Украины в США Олегу Шамшуру с просьбой прокомментировать противостояние между конгрессом, в котором доминируют республиканцы, и президентом. Кто из них в данной ситуации прав.
— Повторяется ситуация, времен президентства Клинтона. Тогда он пошел до конца: на то, чтобы перервалась работа федерального правительства, и республиканцы дали ход назад. Тогда динамика отношений президента с конгрессом изменилась в интересах Клинтона. По-видимому, об этом не забыли республиканцы, и об этом стопроцентно знает Обама. Президент хочет реализовать свою повестку дня, республиканцы — свою. Сейчас нужно несколько дней посмотреть, кто первый даст слабину и не выдержит напряжения. Кто это будет, трудно сказать.
— А кому из этих двух противоборствующих сторон выгодно, учитывая промежуточные выборы в конгресс в следующем году?
— Действительно, ситуацию нужно рассматривать в этом контексте. У республиканцев такая ситуация: с одной стороны они, безусловно, учитывают мнение своего электората, который требует фискальной сдержанности и подавляющим большинством выступает против Obamacare. Кроме того, они также учитывают, что рейтинг конгресса и республиканцев в конгрессе достаточно низкий. С другой стороны Обама, по-видимому, понимает, какой для него выигрыш в данной ситуации. И он во второй свой срок пытается апеллировать к своему электорату. Поэтому я думаю, что Обама сознательно идет на обострение ситуации. А кто выиграет, на днях будет понятно. Сейчас я бы не взялся предсказывать, кто победит или уступит.
Идеальный вариант — какой-то компромисс. Возможен ли он в настоящий момент? Трудно сказать. Каждая сторона не хочет выглядеть слабой. Ни Обама, ни Палата представителей, имеющая большинство у республиканцев.
— Каким же может быть компромисс?
— Очевидно, в чистом виде его не будет. Кто-то будет выглядеть лучше, а кто-то будет выглядеть проигравшей стороной. Палата представителей принимает одни решения, а затем Сенат — другие. И это перетягивание каната может длиться очень долго. Другое дело, что приостановка работы федерального правительства отразится на жизни многих федеральных служащих и тех, кто пользуется их услугами. На это — расчет Обамы, как в свое время на это поставил Клинтон и выиграл противостояние с республиканцами. Также Обама хочет, чтобы республиканцы содрогнулись и пошли на его условия.
— Как известно, во времена президентства Клинтона бюджетный кризис в конце 1995-го начале 1996 года была рекордным по продолжительности — 21 день. Сколько, на ваш взгляд, продлится нынешний кризис?
— Среди республиканцев есть тенденция — принять законодательные акты, которые дадут возможность продолжить финансирование правительства на одну неделю и за это время договориться.
— А как это противостояние может отразиться на рейтинге Обамы?
— Я думаю, что все зависит от того, кто возьмет верх. У меня есть ощущение, что американцев в значительной степени достало это противостояние между президентом и Конгрессом, когда не решаются очень важные вопросы. Рейтинг Обамы немного поднялся и в настоящий момент снова пошел вниз. А у конгресса рейтинг традиционно низкий. То есть риски очень большие и для одной, и для другой стороны. И вместе с тем стороны, к сожалению, исходят не из общей, а из политической целесообразности.
— А как эта ситуация может повлиять на шансы кандидатов от обеих партий на следующих президентских выборах?
— Еще слишком рано говорить об этом. Все будет зависеть от того, кто будет принимать участие в президентских гонках. Пока ни в демократическом, ни республиканском лагере не определились по этому вопросу.
— Но главный фаворит от демократов Хиллари Клинтон...
— Да, она — фаворит, но она еще окончательно не сказала «да». Хотя все ожидают, что она может сказать это. Конечно, у нее сейчас наилучшие шансы стать кандидатом, потому что пока равноценного кандидата нет. Но есть ряд факторов, скажем, возраст, все-таки к этому времени она будет не очень молодым человеком. Поэтому сейчас пока рано говорить, как это отразится на ее шансах.
— Что вы можете сказать о возможных претендентах на номинацию в кандидаты от Республиканской партии, в частности о Теде Крузе, который на протяжении 21 часа произносил речь в Сенате?
— Я не думаю, что это ему очень поможет стать кандидатом. Есть еще сенатор от штата Флорида Марко Рубио, губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи. То есть люди, которые могут стать серьезными кандидатами, лучше, чем был Митт Ромни. Но, как говорят, до выборов — вечность. Посмотрим, как закончится нынешний год и следующий.
Выпуск газеты №:
№177, (2013)Section
День Планеты