Демократия мулл?
Иран готовится к выборам президента
Президентские выборы в Иране, которые состоятся в июне, обнажают больные места исламского режима, пребывающего на политической сцене уже двадцать пять лет. Избрание нового главы государства — компромисс между различными политическими силами страны относительно пересмотра конституции. Режим мулл уверен, что ревизия основного закона могла бы привести к неконтролируемому кризису в стране.
Президент Ирана Мохаммад Хатами не смог за свои два президентских срока внести существенные изменения ни в иранскую политику, ни в иранскую экономику. Его избрание на президентский пост в 1997 и 2001 годах не стало концом иранской революции, как это прогнозировали в свое время некоторые западные эксперты. Сейчас противостояние между США и Ираном не уменьшается, хотя и переходит в несколько другие плоскости. Например, американцы настаивают на том, чтобы Иран полностью вывел из Ливана представителей стражей исламской революции, которые в течение двух десятилетий были главными игроками среди шиитского населения страны и особым стимулом для создания движения «Хезболла». Хотя поэтапный вывод иранских сил из Ливана начался более пяти лет назад, там еще остается значительная часть их представителей.
Иранские стражи революции были введены после вторжения Израиля в Ливан в 1982 году и стали основным фактором в формировании и обучении вооруженных сил «Хезболла». Американские и европейские должностные лица особенно озабочены влиянием Ирана на «Хезболла» и другие группировки, препятствующие возобновлению арабско- израильского мирного процесса. По мнению американских экспертов, именно Иран играет ключевую роль в материально- техническом и политическом обеспечении сопротивления мирному процессу.
Однако, находясь недавно в Вашингтоне, израильский премьер-министр Ариэль Шарон исключил возможность одностороннего военного удара Израиля по ядерным объектам Ирана, отметив, что ответом Ирану на его стремление развивать ядерную военную программу должны стать международные усилия. Для Соединенных Штатов, Израиля и многих умеренных арабских государств Ближнего Востока Иран, который может завладеть ядерным оружием, стал бы политической бедой, которая угрожала бы стабильности региона. Ариэль Шарон сообщил в недавнем интервью CNN о попытке Ирана произвести ядерное оружие. При этом Тегеран в который раз отрицает любые подозрения в этом плане.
Президент Джордж Буш недавно внес определенные коррективы в американскую политику относительно Ирана, поддержав усилия своих европейских союзников Франции, Германии и Великобритании, которые предлагают заключить соглашение о предоставлении Тегерану гарантий безопасности, экономических стимулов и осуществления международных поставок обогащенного урана для получения ядерной энергии в мирных целях. В ответ, как ожидается, Иран должен отказаться от усилий получить собственный обогащенный уран.
В течение первого президентского срока Джорджа Буша американцы стремились изолировать Иран, требуя чтобы лидеры этой страны отказались от своих ядерных амбиций. Противостояние между США и Ираном наблюдается на различных направлениях. Так американской таможенной службой был задержан иранский бизнесмен Аббас Таваколиан, который подыскивал подрядчика, чтобы закупить запасные части к самолетам-истребителям F 4 и F 14 и переслатьих в Иран. Этот случай является частью американских усилий остановить поток запрещенных военных технологий в Тегеран. На такой экспорт в США действует эмбарго с 1995 года.
Еще в 1997 году американская газета The Washington Post опубликовала статью под названием «Аятолла Горбачев». Действительно, на Мохаммада Хатами возлагали в свое время большие надежды. Его любил народ и ненавидели клерикальные муллы. Однако, несмотря на широкую народную поддержку, Хатами так и не удалось изменить атмосферу в стране на более либеральную. В соответствии с конституцией страны, основу системы правления, как и ранее, составляет принцип «велаяте-факих», т.е. правление исламского духовного лидера.
Восьмилетнее пребывание Мохаммада Хатами на посту президента вовсе не означает, что Иран стал на путь, ведущий в перспективе к демократии западного образца. Оно может только свидетельствовать, что система была более терпимой или, возможно, более гибкой при сохранении всех исламских революционных постулатов. Политическая власть в Иране до сих пор принадлежит мусульманскому духовенству, которое доминирует в парламенте, контролирует военные силы, судебные органы, финансовый сектор, включая революционную гвардию и Корпус стражей исламской революции. В свое время консерваторы на президентских выборах потерпели сокрушительное поражение, но, как теперь видно, Мохаммаду Хатами так и не удалось их победить. Изменится ли ситуация после июньских выборов? Прогнозы по этому поводу в основном пессимистические, однако все возможно...
Выпуск газеты №:
№70, (2005)Section
День Планеты