ДЕНЬ ПЛАНЕТЫ Наше место в Европе, убежден вице-премьер Сербии и Черногории Миролюб ЛАБУС

— Что вы чувствуете после того, как на карте мира не стало названия «Югославия»?
— Я один из тех, кто хочет сохранить единое государство, а этого можно достичь новым обустройством отношений между Сербией и Черногорией, в частности, принятием нового конституционного акта.
Существенно сохранить единое государство, и если смена названия государства — это цена, которую нужно за это заплатить, то это для меня приемлемо. Сербия и Черногория были независимыми государствами в XIX веке, и новое название единого государства является естественным названием для нового государственного образования. Ведь когда в 1991 году вышла Словения, фактически с того момента не стало Югославии.
— Какие, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы есть у этого нового государственного образования — Сербия и Черногория?
— Белградское соглашение (об создании Сербии и Черногории. — Ред. ) дало возможность для нового устройства единого государства. Процесс конституционных изменений продолжается. Поскольку существует политическая воля для сохранения единого государства, а я верю, что большинство — за это, у Сербии и Черногории есть шансы предстать уже в измененном виде. Кроме того, подобный выбор был бы хорошим и для всего региона. Решительно прекращена политика, при которой внутренние проблемы решаются распадом государства. Отсутствие демократического процесса решалось распадом государственных союзов. Мы надеемся, что сможем решать проблемы внутри своего государства. Нас ожидает много вызовов, но я верю, что мы сохраним страну и обеспечим процветание обоих народов, как и всех других народов, живущих на этом пространстве.
— Как бы вы могли объяснить ситуацию, при которой Сербия и Черногория, пережившие военную кампанию НАТО 1999 года, сейчас подали заявку на присоединение к программе НАТО «Партнерство ради мира»? Можно ли это рассматривать как первый шаг к настоящему сближению, не принимая во внимание чувства?
— В данном случае важны оба факта. Сербия и Черногория хотят стать членами Европейского Союза, и потому «Партнерство ради мира» — важный промежуточный шаг для того, чтобы осуществить приоритетный интерес интеграции в европейское сообщество. Также нужно иметь в виду, что после 11 сентября отношения в мире изменились, и таким образом, что глобальное противостояние терроризму стало первоочередной задачей международного сообщества. Обе стороны заинтересованы в сотрудничестве Югославии (так в ответе. — Ред .) со структурами безопасности в мире.
Что же касается чувств и воспоминаний, связанных с бомбардировками, мы их никогда не забудем, и мы не имеем права на это из-за памяти о тех, кто погиб, и тех, кто и дальше страдает из-за последствий.
Между тем нам следует обеспечить будущее нашим детям, и я считаю, что, безусловно, рациональный подход к этому вопросу победит.
— Сначала Милошевич, а потом и действующий президент Сербии, были обвинены Гаагским трибуналом. Тем самым создан международный прецедент. Каково ваше отношение к этому?
— Гаагский трибунал основан решением Совета Безопасности ООН, и за это решение голосовали все ее страны-члены. И страны- члены ООН обязаны это решение выполнять. Югославия долгие годы была изолированной страной, и ясно, что это больше не должно повторяться. После демократических перемен мы хотели скорейшего принятия нашей страны в ООН, это означает и определенные права, и определенные обязанности. В связи с этим мы приняли решение о полном сотрудничестве с Гаагским трибуналом. Теперь мы ждем честного суда и признания презумпции невиновности, пока не будет доказано преступление. Мы ожидаем судебного процесса с точки зрения закона, a не политического процесса. Все те, кто должен отвечать за военные преступления против человечества, рано или поздно должны предстать перед правосудием.
— Какие шансы есть у Сербии и Черногории с точки зрения европейской интеграции?
— В процессе интеграции в ЕС в середине июля этого года состоится шестая, заключительная консультативная встреча рабочей группы. После этого Европейская Комиссия приступит к изучению возможности вступления Югославии в Европейский Союз. Мы ожидаем, что до конца 2002 года в этом направлении будет сделано позитивное исследование. К концу первой половины 2003 г. ожидается начало переговоров о подписании соглашения о стабилизации и ассоциации. Что касается полноправного членства Югославии, то мы верим – это будет реализовано за период времени от 7 до 10 лет.
— Какие проблемы сегодняшней Югославии, которую мир признал демократической страной, наиболее серьезны, в какой степени нация консолидирована, что может объединить нацию и стать главной идеей ее развития?
— Наибольшая проблема — восстановление югославской экономики после 10 лет изоляции, санкций и плохой политики предыдущей власти. Экономика разрушена. Уровень производства — треть от того, который был десять лет назад, исключительно высок уровень безработицы. Экономика технологически отсталая. Далее, следует обновить экономику с тем, чтобы она стала конкурентоспособной по европейским стандартам.
Это та предпосылка, которая нас консолидирует и вдохновляет на необходимость принятия Конституционного акта и государственной организации.
Нация понемногу консолидируется и оправляется от десятилетнего шока, который был для нас наибольшим вызовом за последние два века. С точки зрения культуры, цивилизации и политики, наше место в Европе. Нам необходимо модернизироваться, чтобы мы могли равноправно общаться с другими европейскими нациями. Этот процесс включения в европейские интеграционные процессы будет главным мотивом для объединения нации и определения главного направления ее развития.
— Какова причина довольно низкого уровня экономического сотрудничества между Украиной и Югославией? Каковы причины существования визового режима? Какие существуют возможности преодоления этих препятствий для сотрудничества?
— Действительно, достигнутый уровень экономического сотрудничества не отвечает потенциальным возможностям Югославии и Украины. Внутренние экономические процессы сильно повлияли и на наши экономические отношения. В большой степени на уровне товарооборота сказалась нехватка финансовых средств. Структурные реформы в экономике обеих стран создали возможности для преодоления застоя в наших отношениях. В то же время я надеюсь, что решение начать процесс заключения соглашения о свободной торговле приведет к улучшению условий для сотрудничества экономических субъектов двух стран в весьма короткое время. Также нормализация дунайского судоходства обусловит расширение сотрудничества через использование возможностей югославских портов и верфей.
Две страны в ближайшее время рассмотрят возможность прекращения действия визового режима между ними.
Выпуск газеты №:
№100, (2002)Section
День Планеты