Десять лет конца иллюзий
Десять лет назад в Центральной Европе, как теперь считается, началась демократическая революция — тогда в Польше после «круглого стола» политических сил состоялись первые демократические выборы, на которых победила «Солидарность». И десять лет назад начался распад СССР, системы, возглавляемой Москвой, и в то же время системы, оставшейся в наследство от покойного маршала Тито.
Десять лет назад многим — и не только в Украине — верилось, что независимая Украина очень скоро станет богатой, демократической и влиятельной в мире, не говоря о Европе.
Десять лет после польского круглого стола, бесспорно, изменили мир — и теперь Чехию, Венгрию, Польшу все реже называют «постсоциалистическими». За ними признано полное право быть органичной составляющей Европы, которая, кажется, все-таки заканчивается сегодня на восточной границе Польши. Украина же до сих пор так и не сделала ничего, чтобы заставить Запад смотреть на себя хотя бы не сквозь российскую призму. Мы выучили магическое слово «СНГ», мы убеждаем самих себя в том, что только в СНГ мы можем найти свои рынки для того, чего не купит даже нигериец; мы ужасаем мир системой, базирующейся на тотальной коррупции...
За десять лет Запад, а с ним и наши ближайшие соседи, научились говорить нам, что Украина — ключевое государство для европейской стабильности и безопасности. Насколько это правда, можно судить по тому, что позиция Украины по поводу Югославии — момент истины для всей системы международных отношений в Европе — не заинтересовала никого ни из стратегических, ни из «особых» партнеров. По тому, что ближайшие украинские соседи — Польша и Венгрия — уже абсолютно откровенно не включают Украину в списки своих наибольших приоритетов. По тому, наконец, что за несколько ближайших лет едва ли не единственной безвизовой для украинских граждан страной останется Россия.
Все указывает на то, что за эти десять лет, которые нашим соседям удалось использовать с наибольшей для себя выгодой, мы не построили ничего, что как-то оправдывало бы претензии власти на участие Украины в общеевропейской интеграции. Рядовой украинец не представляет себе, что за процессы идут сегодня рядом с нами, на чем они базируются, почему даже братушки-болгары стремятся вступить в НАТО. Обнищавшему украинцу трудно понять, почему в соседних странах зарплаты выше, цены ниже и при этом никаких ссылок на пагубный российский кризис. Эти десять лет ничего не изменили в психологии причастных к власти в Украине, ну разве что они стали циничнее. Но ведь власть в соседних странах уверенно приобретает черты нормального человеческого лица. Возможно, именно из-за этого сегодняшняя Украина так и не стала ключевым для региона государством (то, что она ключевая, только декларируется на разных официальных встречах). И очень не хотелось бы, чтобы еще на десять лет все надежды на включение Украины в нормальную европейскую жизнь стали просто потерянными иллюзиями, чтобы Украина так и была безнадежно отрезанной от нормального мира великой Шенгенской стеной, чтобы нас и дальше расценивали как что-то среднее между белорусской диктатурой, азиатским байством, российским беспорядком и албанской беспомощностью.
Выпуск газеты №:
№101, (1999)Section
День Планеты