Перейти к основному содержанию

Дипломатическая ловушка от Кремля

Эксперт: «Европа хочет найти возможности и инструменты взаимопонимания с РФ через формы выполнения Минских соглашений. Однако они не содержат логики...»
10 июля, 12:02
ФОТО REUTERS

Наивность, слабость или размен Украины? Такие вопросы возникают после того, как высокие европейские чиновники выходят с заявлениями о том, что Украина должна предоставить «особый статус» оккупированным территориям Донбасса. И это при том, что российско-террористические войска продолжают систематическое нарушение режима прекращения огня.

Так, еще в конце июня еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан заявил, что Украина должна выполнять «поздние» пункты Минских соглашений, в частности о предоставлении спецстатуса Донбасса, не ожидая, пока РФ и террористы выполнят свою часть договоренностей. Теперь же подобное мнение выразил генсек Совета Европы Торбьерн Ягланд в интервью «Немецкой волне». «Мы не являемся стороной Минских соглашений. Мы можем только советовать Украине, что необходимо изменить в Конституции для того, чтобы имплементировать договоренности, достигнутые во время второй встречи в Минске. В частности, пункта о предоставлении «особого статуса» Донбассу. Чтобы в полной мере реализовать минские договоренности, необходимо вспомнить об этом в Конституции, тогда Верховная Рада сможет принять специальный закон, который бы предоставлял особый статус Донбассу», — отметил Ягланд.

Что имеют в виду европейские высокопоставленные должностные лица под «особым статусом» двух украинских регионов? Как избежать скрытой федерализации Украины через конституционные изменения? С этими вопросами «День» обратился к председателю совета общественной организации «Лаборатория законодательных инициатив», члену Конституционной комиссии Игорю КОГУТУ:

— Очевидно, Европа хочет найти возможности и инструменты взаимопонимания с РФ через формы выполнения Минских соглашений. Но они не содержат логики выполнения, ведь нельзя провести выборы и предоставить полномочия представителям Донбасса в конституционном процессе, пока у Украины там нет контроля над границей и суверенитета власти.

В вопросе «особого статуса» у нас тоже можем быть очень разное виденье с европейской стороной. Президент поддержал то, что предложила Конституционная комиссия — внести в Верховную Раду проект изменений в Конституцию — вписать в его переходные положения отдельный пункт, который касается выполнения Закона «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Надо отметить, что переходные положения являются «телом» Конституции, но на определенный период времени. Пока ситуация не будет урегулирована мирным способом и пока Украина не вернет суверенитет над этими территориями, будет действовать Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

 Этот нормативно-правовой акт еще может быть развит и усовершенствован, но это единственный пункт, касающийся «особенностей» для ныне оккупированных территорий Донбасса. «Особенности осуществления местного самоуправления» предусматривают культурные, социальные, экономические элементы восстановления, поддержки этих территорий, трансграничное сотрудничество, статус русского языка, «народную милицию» и проведение местных выборов. А «особый статус» — это влияние на национальную, внешнюю политику государства. Логика конституционной реформы и наше виденье не предусматривает такого существенного влияния какой-то области на территорию всей страны.

Украина остается унитарным государством с сильными полномочиями регионов. При любых обстоятельствах компетенцией центральной власти является внешняя, оборонная политика и политика безопасности, а если «особый статус» будет предусматривать какое-то влияние региона на нее, то возникнет опасность, что Украина погрязнет в «серой зоне».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать