Перейти к основному содержанию

Доверенные люди Обамы и безопасность

Олег ШАМШУР: «Это назначение еще больше отдаляет Украину от центра внешнеполитического внимания администрации США»
07 июня, 11:06
CЛЕВА НАПРАВО: САМАНТА ПАУЭР, СЬЮЗАН РАЙС, БАРАК ОБАМА / ФОТО РЕЙТЕР

Президент США Барак Обама произвел перестановки в команде, которая отвечает за национальную безопасность. В частности позавчера вечером он объявил, что постоянный представитель США в ООН Сьюзан Райс станет советником президента по вопросам национальной безопасности. Таким образом она заменит на этом посту Тома Донилона, который в июле идет в отставку в связи с тем, что его жене придется часто бывать в заграничных командировках.

На место Райс Обама номинировал 42-летнюю Саманту Пауэр, которая занимала должность советника Белого дома. Но больше она известна как журналистка, исследовательница по правам человека. В частности Пауэр является автором книги «Проблема из ада: Америка и эра геноцида», за которую она получила Пулитцеровскую премию.

Представляя эти кандидатуры в Розовом саду, Обама отметил: «Эта команда людей чрезвычайно предана Америке. Они сделали Америку безопаснее. Они сделали так, что американские ценности живут в уголках мира, которые хотят нашей поддержки и нашего лидерства».

«День» попросил экс-посла Украины в США Олега ШАМШУРА прокомментировать последние перестановки в Белом доме и то, как это отразится на внешней политике США, в частности и по отношению к Украине.

— Я бы рассматривал эти два назначения в первую очередь с точки зрения того, что и Райс, и Пауэр — это люди, которые очень близки к Обаме, которые были с ним с самого начала его последнего политического взлета. Причем, Пауэр была отстранена после того, как во время кампании 2008 года сделала такие достаточно некорректные комментарии относительно Хиллари Клинтон.

— Назвала ее монстром...

— И сейчас она возвращается. То есть и Райс, и Пауэр — это доверенные лица Обамы. Это интересно, в первую очередь под этим углом зрения. Тем более, на мой взгляд, назначение Райс — это некий сигнал республиканцам: чтобы вы не говорили, а я буду делать так, как считаю нужным. Ясно, что на этом посту такие отношения не являются слишком критичными, но, безусловно, они важны. И можно себе представить, как республиканцы воспримут назначение Райс после того, как она была фактически заблокирована на должность госсекретаря США.

— Некоторые американские СМИ уже прокомментировали эти новые назначения, отметив, что госсекретарю Джону Керри будет непросто сотрудничать с двумя сильными женщинами.

— Да, здесь может возникнуть напряжение по линии Райс и Керри. Я уже раньше отмечал, что госсекретарь пользуется доверием президента, но не является близким человеком к Обаме. И сейчас на должность советника по нацбезопасности назначают человека, который пользуется доверием и является близким к Обаме. Здесь важным будет то, где будет приниматься основные внешнеполитические решения. Если раньше это делалось в Белом доме, то в настоящее время эта тенденция лишь усилится.

— А что вы можете сказать о менеджерских качествах Сьюзан Райс? Бывший посол США в Украине Стивен Пайфер сказал мне, что в этом отношении она значительно выигрывает по сравнению со своей однофамилицей Кондолизой.

— То, что я слышал, это человек (Сьюзан Райс. — Авт.), с которым непросто работать.

— А как же Обама будет сотрудничать с журналисткой Пауэр, которая в свое время резко критиковала президента Клинтона за допущение геноцида в Руанде, и для которой защита прав человека является приоритетом?

— Поскольку она является близким человеком к Обаме, то здесь проблем не будет. Другое дело как она с отсутствием дипломатической работы будет представлять США. Еще один вопрос, как она будет работать на этом посту, который требует достаточно неплохого знания дипломатической техники и технологии. По-видимому, Обама думал об этом, когда ее назначал.

— Но ее же должны еще утвердить в Сенате, а разве здесь не могут возникнуть проблемы, как это было с Райс при ее утверждении на должность госсекретаря?

— Очевидно, Обама не хочет повторения этой ситуации. По-видимому, были какие-то предварительные консультации относительно этого назначения.

— Не повлияет ли Пауэр на позицию США относительно Сирии, в частности относительно более активного вмешательства в этот конфликт, где правительственные войска убили десятки тысяч гражданских?

— В США любой посол — это, прежде всего, передаточный механизм решений, которые уже приняты. Возможностей у него для творчества — мало. Возможно, в обсуждении она, принимая во внимание весь предыдущий опыт, будет пытаться повлиять на сложившуюся ситуацию. Поскольку позиция США относительно Сирии даже после применения химического оружия — очень осторожная, не думаю, что она будет способна радикально изменить позицию.

— В ближайшее время должно состояться утверждение кандидатуры нового посла США в Украине — Джеффри Паятта. Возможно, вы уже больше знаете этого посла, которого называют новой звездой в дипломатии США...

— Понятно, что Паятт пользуется поддержкой. Он не занимал должность посла, был заместителем представителя при ОБСЕ и при МАГАТЭ. А его сделали не просто заместителем помощника, а главным заместителем помощника госсекретаря. У него есть серьезные связи и поддержка в госдепартаменте и, очевидно, и за пределами госдепа на уровне политического руководства. Паятт, безусловно, имеет опыт, необходимое умение, но у него нет знаний о регионе. Посмотрим, не встанет ли это на его пути. Однако я думаю, что он достаточно быстро, как все американские послы, сможет здесь освоиться.

— И ввиду того, что мы будем иметь нового посла, нового помощника президента по вопросам нацбезопасности, можно ли ожидать каких-то изменений во внешней политике США относительно Украины?

— Вряд ли Европа и наш регион будут в фокусе внимания Райс. Поскольку она африканист, то у нее будет импульс уделять внимание именно этому региону, плюс горячим точкам. Думаю, что это назначение еще больше отдаляет Украину от центра внешнеполитического внимания администрации США. Я не вижу никаких признаков того, что политика изменится и станет такой же, какой была в последние годы. Да, для них Украина — важная страна, но вместе с тем, безусловно, это не приоритет. Будет по большей части сотрудничество в рамках конкретных интересных для США проектов. А с другой стороны внутриполитическая ситуация будет влиять на отношение администрации к Украине в ту или инную сторону.

Наряду с этими назначениями интересно обратить внимание на будущую встречу Обамы с китайским руководством. И то, как это преподносится в США, свидетельствует о том, что Обама увеличит внимание к Азии и Тихоокеанскому региону. Вопрос в том, насколько это позволит ему сделать развитие ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, которые требуют постоянного внимания со стороны США.

— Кстати, как бы Вы прокомментировали вчерашний визит в Киев шефа ФБР Роберта Мюллера и его переговоры с президентом Украины и главой МВД?

— Это абсолютно отвечает тому, о чем я говорил ранее. Есть определенные сферы, в которых сотрудничество является важным для США. Я не вижу в этом какого-либо политического позитивного сигнала. Это важно, поскольку говорит о том, что Украина находится в поле зрения, но по тем вопросам, в которых, прежде всего, есть польза для США.

— Если посмотреть в будущее, когда может состояться встреча президентов обеих стран или визит госсекретаря Керри в Украину?

— Визит Керри в Украину я полностью не отбрасываю, но вероятность этого очень мала. Об этом я могу утверждать, судя по тому, что я слышал от американских коллег. А что касается возможности встречи с президентом Обамой — это совсем невероятно.

— Даже если будет освобождена Тимошенко, как на этом настаивают в Вашингтоне?

— Честно говоря, даже если и будет освобождена Тимошенко, я не вижу этого визита даже в среднесрочной перспективе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать