Дружба договором красна

Высказывание о том, что 11 сентября изменило мир, перешло в разряд клише, и, тем не менее, в некотором смысле это именно так. Как показало тихое разочарование, проявленное Россией в отношении выхода Америки из договора по противоракетной обороне (ПРО), российско-американские отношения изменились фундаментальным образом. Удивительно то, что потребовались террористы Осамы бен Ладена, для того чтобы выявить, что сейчас между двумя странами не существует никаких принципиальных различий в идеологии, экономике или политике.
Россия ощутила на себе воздействие международного терроризма намного раньше других стран и, следовательно, она уже давно добивалась от международного сообщества помощи в борьбе с ним. И в действительности, это не Америка привлекла Россию для участия в нынешней войне в Афганистане; скорее наоборот, Россия использует США, для того чтобы разгромить террористов бен Ладена и Талибан, поскольку они создавали нестабильность в Средней Азии, Чечне и других регионах России.
Поэтому новые отношения между Россией и США не являются односторонней уступкой России, как многие здесь заявляют. Они выгодны обеим сторонам. После разгрома «Аль-Каиды» и Талибана на южных границах России станет спокойнее. Более того, не будет преувеличением сказать, что помощь Америке со стороны России — политическая, военная, техническая и разведывательная — по своей важности равна помощи, предоставленной всеми союзниками США по НАТО вместе взятыми (за исключением Великобритании).
Однако все это не является поводом для эйфории. Многие российские аналитики утверждают, что раз война Америки с Талибаном закончена и помощь ей больше не нужна, то она вернется к своим односторонним подходам в принятии решений. Такое развитие событий возможно. Поэтому, для того чтобы нынешние изменившиеся отношения между Россией и США успешно развивались в нужном направлении и дальше, необходимо выполнение двух условий:
1. Согласованная в ходе переговоров структура, выражающая общие интересы двух стран;
2. Механизм принятия совместных решений для защиты этих интересов.
Первый практический шаг, который следует для этого предпринять, — это установить общепризнанное определение международного терроризма. Например, Басаев и Хаттаб, предводители чеченских повстанцев — они террористы? А как в отношении армии освобождения Косово? Возможно, будет нелегко достигнуть соглашения по этому вопросу, но к этому следует стремиться.
Мы должны продолжать осуществлять программы, не требующие врага, который бы нас объединил. Совместные усилия, направленные против нераспространения оружия массового поражения — ядерного, химического и биологического, — предлагают нам шанс для этого. Другую возможность предлагает возросшее экономическое сотрудничество в ходе разработки нефтяных месторождений в России и Средней Азии. К сожалению, это все еще кажется мечтой, поскольку существует расхождение интересов относительно разведки месторождений нефти и цен на нее, а также проблема выплаты российского долга.
Последняя проблема является жизненно важной. Долги очень сильно обременяют российскую экономику, и это бремя будет усиливаться, по мере того как начнут уменьшаться доходы от экспорта нефти. Долги России иностранным государствам должны быть реструктуризированы, и часть из них, например долги эпохи советской власти, должны быть списаны. Позитивным знаком в этом смысле является недавно принятое Комитетом Сената США по международным делам решение о списании большей части российских долгов Америке.
Некоторые в России склонны считать, что это награда для России за то, что она не возмутилась открыто после принятого США в одностороннем порядке решения выйти из договора по ПРО от 1972 года. Но дело в том, что сенатский комитет пришел к такому решению еще до того, как Америка объявила о своем выходе. В любом случае, по этому вопросу не было написано никакого законопроекта, и остается неясным, будет ли это решение претворено в жизнь. Неясно также, сможет ли США уговорить Европу последовать этому примеру. Дело в том, что долги России Европе еще больше, чем Америке.
Многие стоявшие до 11 сентября на повестке дня вопросы, такие как контроль вооружений, расширение НАТО на Восток и интеграция России в мировой рынок, до сих пор остались нерассмотренными. Односторонний выход Америки из договора по ПРО, вероятнее всего, сделает более сложным процесс достижения соглашения по всем этим вопросам. Поспешный выход США из договора по ПРО, возможно, также вынудит Россию проявить свободу действий в отношении вопросов, связанных с ядерными вооружениями.
Например, договор СТАРТ II (СНВ-II по российской терминологии), заключенный в 1993 году, требует, чтобы обе страны сократили наполовину свои стратегические ядерные арсеналы, которые в настоящий момент по условиям соглашения СТАРТ I составляют не более 6000 боеголовок. Отказ от договора СТАРТ II позволил бы России устанавливать по три боеголовки на свои новые ракеты Тополь-М, оснащенные сейчас одной боеголовкой. Это важно, поскольку ракеты наземного базирования с ядерными боеголовками составляют основу стратегических ядерных сил России. Если договор СТАРТ II оставить в силе, то Москва, для того чтобы достойным образом ответить Америке, вынуждена будет развернуть большое количество ракет Тополь-М или построить атомные подлодки, оснащенные баллистическими ракетами.
Необходимость в этом отпадет, если президент Буш, как и обещал, сократит американский арсенал на две трети — в интервале 1700 — 2200 боеголовок, что было бы адекватно сокращениям, планируемым президентом Путиным. Но президент Буш не хочет оформить это обещание в виде официального договора, в действительности создается впечатление, что у американского президента аллергия на официальные договоры, если они касаются вопросов загрязнения окружающей среды или ядерных вооружений. Но без официального договора новый раунд накопления ядерных вооружений может состояться не в результате соперничества супердержав, а по причине халатности.
Хотя президент Путин не хочет делать никаких резких шагов, направленных на дестабилизацию воссозданных российско-американских дружественных отношений, он по-прежнему должен обеспечивать безопасность своей страны. Один из возможных вариантов действий — это следовать примеру Америки, т.е. без официального выхода из договоров СТАРТ Путин может молча решить, что он больше не считает себя связанным некоторыми из их положений.
Несмотря на регресс в отношениях, связанный с договором по ПРО, новые отношения между Россией и США, а также Россией и НАТО могут быть наделены законным статусом в рамках договоров и новых механизмов сотрудничества. Ведь Америка и ее европейские союзники все время заключают официальные договоры и, тем не менее, остаются друзьями. И, таким образом, нежелание Америки достигнуть официальных соглашений порождает подозрения, что она хочет использовать сегодняшнее сотрудничество в качестве маскировки для возобновления практики одностороннего принятия решений. В частности, имеются опасения, что администрация Буша хочет развязать антитеррористическую войну, нагнетая ненависть к государствам, которые Америка объявила «странами-изгоями». Такие действия не только могут разрушить антитеррористическую коалицию, но и усилят антиамериканские настроения по всему миру, в том числе и в России.
Сергей РОГОВ — директор Института США и Канады Российской академии наук
Выпуск газеты №:
№2, (2002)Section
День Планеты