Двое с острова ГУАМ
Членство Азербайджана в Содружестве давно превратилось из необходимости в ритуал. Бакинское руководство недостаточно радикально, чтобы порывать с этим постсоветским объединением, и достаточно реалистично, чтобы верить в его полезность. И именно поэтому Баку стал одним из инициаторов создания так называемого «блока внутри блока» — полуофициальной формации, получившей название ГУАМ и объединившей в своем составе, так сказать, «внутреннюю оппозицию» СНГ: Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову.
Политические лидеры ГУАМа стремятся опровергать любые обвинения в том, что они якобы хотят развалить Содружество Независимых Государств.
По мнению многих азербайджанских политиков, пятым в когорте ГУАМа мог бы стать Узбекистан. Партнерство с казахами и туркменами маловероятно: первые слишком глубоко укоренились в эсэндэвской почве, вторые — еще не урегулировали с Баку права на каспийские нефтяные запасы.
Вторым фактором, о который сломалось доверие Баку к СНГ, стала безопасность азербайджанского государства. Теперь возвращение к историческим границам для этого государства фактически невозможно без международного вмешательства или посредничества. СНГ не уберегло Азербайджан ни от поражений, ни от потери территориальной целостности. В последнее время в этих поисках родилась формула «16 + 4», которая предусматривает установление отношений особого партнерства между шестнадцатью государствами НАТО и четырьмя членами ГУАМа. За образец этой модели берется партнерство между Североатлантическим блоком и Украиной, и именно Киеву выпадает миссия сближения НАТО и двух закавказских республик. Последним крайне необходимо хотя бы зацепиться за натовский зонтик, так как в соседней к ним Армении активно разворачивает военную деятельность Россия.
Вернувшись в конце июля из Лондона и подписав там три нефтегазовых контракта на общую сумму $18 млрд., президент Азербайджана Гейдар Алиев неоднократно характеризовал азербайджанско-британские отношения как образец стратегического партнерства.
В Великобритании, как известно, есть свой самый стратегичный партнер — Соединенные Штаты. США в свою очередь имеют преданных стратегических партнеров в Анкаре. Поэтому президент Алиев на встрече с украинскими журналистами был откровенен — путь транспортировки «большой» нефти из Каспия до турецкого порта Джейхан в Баку считается приоритетным. Хотя при этом прибавил: «Мы стоим на позиции, что маршрутов транспортировки нефти должно быть много».
С украинских позиций турецкий путь не является оптимальным, поскольку нефть по нему попадает в Средиземное море, следовательно отечественным предприятиям не остается ничего ни для транзита, ни для переработки. Поэтому Украине весьма желательно, чтобы нефть сливалась в Черное море. Но даже в этом случае никто не гарантирует, что из черноморских портов в районе Кавказа (Супса, Поти, Новороссийск, возможно, Туапсе, Батуми) это сырье потом будет течь в Европу через украинскую Одессу, а не румынскую Констанцу или болгарский Бургас.
Азербайджанские нефтяники вполне положительно настроены к любым энергетическим проектам при участии фирм из Украины, но на общих условиях для всех иностранных инвесторов: $100 тысяч за пакет геологической информации, и ты получаешь право добывать топливо на облюбованном участке суходола или морского шельфа — конечно, если раньше это место уже не передано в руки другому инвестору, или же если на этот участок не претендуют твои конкуренты. При последнем варианте устраивается конкурс предложений. А уже потом подписывается соглашение о распределении продукции.
Наконец, необходимо избавиться еще от одной иллюзии. Даже при наиболее благоприятном раскладе азербайджанскую нефть в Украине в существенных объемах можно будет получить не ранее чем в ХХI веке. Этому есть два объяснения. Во-первых, не готовы транспортные пути. Во-вторых, сам Азербайджан пока ощущает дефицит нефти.
Как сообщил сын президента, директор Государственной нефтекомпании Натиг Алиев, трубопроводный путь из Баку в грузинский порт Супса, который предполагалось ввести в эксплуатацию в конце этого года, заработает не раньше, чем в первой половине 99-го.
Второй момент заключается в том, что в 1997 году в Азербайджане добыто 9 миллионов тонн нефти (только вдвое больше, чем в Украине). Между тем, перерабатывающие мощности Азербайджана рассчитаны на использование 20 миллионов тонн нефти в год. Таким образом, нынче речь вообще не идет об экспорте азербайджанской нефти (страна в основном продает за границу нефтепродукты). В прошлом году в порядке эксперимента в Новороссийск было перекачано 120 тысяч тонн каспийского сырья, добытого азербайджанским международным консорциумом. Но это, понятно, капля в море, никак не влияющая на общую картину.
Осенью Азербайджан ожидают очередные президентские выборы. «Однако оппозиция на них будет бороться только за второе место, чтобы использовать его как стартовую площадку на выборах следующих», — говорит известный бакинский политический обозреватель, ныне еще и работник президентского аппарата Рустам Мамедов.
Очевидно, что такие крепкие внутренние тылы Гейдара Алиева должны побуждать украинского лидера Леонида Кучму к активным личным контактам с азербайджанским президентом, хотя, безусловно, вторая каденция Кучмы в должности главы государства, далеко не такая безоговорочная и неизбежная, как у Алиева. Тем не менее, место личного фактора в отношениях (особенно, с партнерами на Востоке) всегда первостепенное. Недаром же нынешний посол Украины в Азербайджане Борис Олексиенко в советские времена занимал ключевые посты в азербайджанском нефтегазовом комплексе, а нынешний азербайджанский посол в Киеве Назим Ибрагимов принадлежит к тем нахичеванским политическим кругам, что проторяли Алиеву дорогу из отдаленной автономии в столицу.
За плечами Кучмы нет ни такой сногсшибательной карьеры, ни многолетнего руководящего опыта на государственном уровне. Но у него есть государство, которое в геополитическом уровне сегодня весит все-таки больше, чем маленькие закавказские республики. Наверное, и из-за этого Гейдар Алиев обещал украинским журналистам принять «наиболее активное участие» в праздновании 60-летия украинского президента 9 августа. Что ж, вероятно за этим торжественным столом будет заложен еще один кирпич в двухстороннее стратегическое партнерство.
Выпуск газеты №:
№150, (1998)Section
День Планеты