Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Джейсон КЕННИ: Мы понимаем важность признания исторической правды

24 ноября, 20:48
ФОТО АВТОРА

Почему в Канаде признали Голодомор геноцидом украинского народа и поддерживают усилия Украины относительно признания этой трагедии на международном уровне, а также считают необходимым осуждение преступлений, совершенных сталинским коммунистическим режимом? Как в стране кленового листа ценят украинских канадцев и почему Оттава заинтересована в иммиграции украинцев в Канаду? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью канадского министра по делам гражданства, иммиграции и многокультурности Джейсон КЕННИ, представлявшего правительство Канады на мероприятиях по случаю 75-ой годовщины Голодомора.

— Господин министр, какое впечатление произвели на вас мероприятия по случаю 75-ой годовщины Голодомора в Украине?

— Это были очень трогательные и важные мероприятия, посвященные жертвам Голодомора. Я в них принимал участие от имени Канады, играющей большую роль в международном признании Голодомора. Она единственная из «группы семи» (G7) страна, признавшая Голодомор геноцидом украинского народа. Это решение поддержали обе палаты канадского парламента, а также правительство. Поэтому в нашей стране существует широкий консенсус относительно этого вопроса. Поскольку украинская диаспора в Канаде играет значительную роль, премьер-министр попросил меня прибыть сюда и лично представлять его. Он встречался с Президентом Виктором Ющенко в Оттаве. Между ними состоялись важные переговоры, во время которых украинский Президент пригласил нашего премьера участвовать в нынешнем мероприятии. Он с радостью прибыл бы сюда, но ему необходимо участвовать в саммите АРЕС в Перу, на котором будет рассматриваться вопрос экономического кризиса. Поэтому он попросил меня быть его представителем, и я с удовольствием выполняю эту миссию. Много лет я интересуюсь историей и преступлениями коммунистического режима и, в частности, украинским Голодомором. Поэтому для меня было важно участие в этих мероприятиях как в качестве представителя Канады, так и лично. Церемония была трогательной. Поражали ее масштабы, дух, музыка и торжественность. Проникновенной была речь, которую произнес президент Ющенко.

— А что вы можете сказать о мемориале, посвященном Голодомору?

— Поразил его вид в окружении свечей, падающего снега. Снег создал что-то вроде тишины — тихой мрачности. Природа усиливала печаль этого события. Мне понравилась игра света, которую создавали свечи, похожий на свечу монумент. Это свеча надежды и памяти. Я знаю, что правительство продолжит работы и создаст у этого монумента музей о Голодоморе. Мне в голову приходит единственная аналогия с музеем и мемориалом Яд Вашем, построенным в Иерусалиме и посвященным еврейскому холокосту. Я думаю, что украинский мемориал имеет потенциал стать еще одним Яд Вашемом.

— Некоторые страны подобно Канаде признали Голодомор геноцидом украинского народа, некоторые приняли резолюции о почтении памяти жертв Голодомора, Россия решительно выступает против признания Голодомора, а некоторые страны говорят, что это не является делом парламентов принимать решение по этому вопросу. Почему, как вы считаете, трудно дается признание Голодомора в мире?

— Я не могу объяснять позиции других стран по этому вопросу. Это их дело. Мы, канадцы, понимаем важность признания исторической правды, чтобы выучить уроки истории. Мы это делаем в контексте ликвидации исторической несправедливости в Канаде. Я могу привести вам пример. Недавно правительство подписало соглашение с украинской общиной в Канаде о возмещении украинцам причиненного им вреда во время первых национальных акций интернирования во времена существования Австро-венгерской империи. Мы, канадцы, имеем меньший груз истории и с готовностью рассматриваем трагические моменты своей истории. Я могу лишь выразить сожаление по поводу того, что Россия, кажется, заняла защитную позицию относительно Голодомора, не имеющего отношения к нынешней Российской Федерации. Но это имеет отношение к сталинскому тоталитарному режиму, существовавшему несколько десятилетий назад. Я надеюсь, что все народы бывшего советского блока придут спустя некоторое время к признанию собственных трагических событий. Голодомор был частью долгой серии голодоморов в Советском Союзе. Это не был отдельный случай. Но он уникален по своим масштабам. С 1918 года Ленин и большевики использовали продовольствие как оружие в частности в борьбе против российского крестьянства. Поэтому, мне кажется, никто не должен защищаться от этого. Мы должны быть открыты к прошлому. Мы, в Канаде, не занимали подобной позиции, чтобы критиковать или нападать на современную Российскую Федерацию. Мы просто говорим, что важно помнить жертв и выучить уроки этого периода, в частности то, как государство злоупотребляло своей властью, пренебрегала человеческим достоинством и таким образом убивал миллионы людей. Если кто-то говорит, что мы не имеем права судить историю, то, простите, такой подход не использовался относительно Холокоста. Хотя нельзя делать параллели между этими двумя трагедиями, но очевидно, что Германия пришла к тому, что признала вину за Холокост. Премьер-министр Харпер извинился за несправедливость со стороны канадского правительства к аборигенам. Я считаю, что это — признак зрелости страны, если она поступает таким образом.

— То есть вы не поддерживаете такое мнение, которое часто можно слышать в Украине: давайте перестанем говорить о Голодоморе, а начнем говорить о будущем?

— Нам следует говорить и о том, и о другом. Смотреть в прошлое и извлекать из него уроки, чтобы достичь прогресса в будущем. Но нельзя просто игнорировать такие вещи, которые случились в период, о котором помнят. Мы, в Канаде, не предлагаем зафиксировать прошлое. Мы не верим в то, что называется культурой жертвенности, а также в то, что постоянно следует извиняться относительно исторической несправедливости и трагедий. Но мы должны признавать их, если они имели место, особенно такую великую трагедию как Голодомор. Кстати, что касается большой эмиграции украинцев в Канаду, то значительная ее доля была вызвана репрессиями во времена Советского периода. И Голодомор имеет прямое отношение к развитию Канады и является косвенной частью истории нашей страны.

— И ваша страна поддержит Украину в ООН относительно принятия резолюции, которая осуждает Голодомор...

— Я не могу сказать, как будет голосовать канадское правительство по поводу той или иной резолюции, которая будет представлена в ООН. Но мы были ведущими спонсорами всех резолюций, принятых международными органами, в частности ЮНЕСКО. Мы выступаем в поддержку почитания жертв Голодомора на многих международных уровнях. И я уверен, что будем делать это в будущем.

— Господин Кенни, вы являетесь руководителем министерства по вопросам гражданства, иммиграции и многокультурности. Неужели это значит, что в вашей стране существует большая проблема по этим вопросам?

— Я бы не сказал, что это большая проблема. Наоборот — это большие возможности. Канада создавалась благодаря иммиграции. Мы поддерживаем один из самых больших относительных уровней иммиграции в мире, который составляет почти один процент населения. При населении 32 млн. человек ежегодно 250 тыс. лиц получает разрешение на постоянное проживание. А всего, учитывая студентов и временных работников, в Канаду приезжает 450 тыс. человек. Иммиграция является важной частью нашей экономики, нашей истории и будущего страны. Поэтому для меня большая честь иметь такую ответственность относительно развития будущего Канады. Конечно, в связи с этим мы имеем некоторые вызовы. Нам следует обеспечить надлежащую и быструю интеграцию новоприбывших в Канаде. Исторически иммиграция помогла заселить всю страну. В первую волну украинской иммиграции люди поселялись в сложные регионы — прерии в Западной Канаде. Но сейчас свыше 90 процентов наших иммигрантов поселяются в трех крупнейших городах: Торонто, Монреаль и Ванкувер. Это создает настоящую плотность иммигрантов, и некоторые ученые утверждают, что это создает феномен этнических анклавов. Поэтому нам требуется мониторить такое развитие, чтобы новоприбывшие не оставались полностью в среде собственной диаспоры. Мы хотим, чтобы они интегрировались экономически, а также культурно, не теряя собственной идентичности в Канаде. Политика плюрализма и мультикультурности значит, что людей поощряют сохранять идентичность страны, из которой они происходят, а также семейные традиции, ценности, свободу совести, свободу религии. Но это они должны делать в контексте с нашими национальными ценностями: верховенством права, гендерного равенства, равных возможностей, уважения к другим. Именно такие дебаты касаются любой западной страны, которая зависит от иммиграции. До сих пор канадская модель была чрезвычайно успешной. У нас нет примеров радикализации, что имеет место в некоторых частях Великобритании или Франции. Но мы не можем считать, что это дается само собой. Поэтому мое министерство сосредотачивает внимание на вызовах интеграции, чтобы обеспечить, что новоприбывшие получат хорошую работу и включатся в общественную жизнь Канады, а не будут оставаться ограниченными в среде собственной общины.

— Это, по-видимому, дорого стоит Канаде?

— Да. Но это большой вызов для страны. Однако, с экономической точки зрения нам нужны новоприбывшие. Я стал министром несколько недель назад. Я разговаривал с представителями провинциальных правительств и больших предприятий. Все они мне говорили, что, несмотря на экономический спад в мире, нам нужно больше иммигрантов, чтобы заполнить нехватку рабочей силы. Поэтому мы смотрим в сторону Украины, потому что она является перспективной страной-источником квалифицированных работников. На следующей неделе из провинции Саскачеван прибудут представители для того, чтобы рекрутировать квалифицированных работников здесь, в Украине. Ваша страна на протяжении сотни лет была основным поставщиком рабочей силы. И этот процесс продолжается. Я знаю, что многим в Украине не нравится, что более развитая страна, например Канада, привлекает очень квалифицированных людей. Но Канада может отблагодарить за это многими способами. Мы поддерживаем в Украине важную программу демократического развития через Агентство международного развития. Мы увеличили в Украину экспорт и инвестиции. Понятно, что мы очень поддерживаем евроатлантические устремления Украины. Мы были первой западной страной, которая признала независимость Украины в 1991 году. Мы формально признали Голодомор и являемся одной из ведущих стран, активно поддерживающих предоставление Украине ПДЧ. Мы благодарим Украину за то, что она отдает своих лучших сыновей и дочерей для развития Канады. Мы также поддерживаем настоящую солидарность с Украиной политически, дипломатически, экономически, а также культурно. На следующей неделе в одном из наиболее престижных музеев Канады, Королевском музее, будет открыта украинская выставка.

— Существуют ли другие способы увеличения населения Канады, в частности, благодаря выплатам за рождение детей, как это делается во многих других странах...

— Да. Это дельное предложение. Канадские правительства часто выступают с предложениями повысить уровень рождаемости. В частности, при помощи фискальных мер. И, несмотря на то, что все политики предлагают различные меры для повышения рождаемости, — люди не откликаются на это. Отсюда существующий уровень рождаемости не достаточный для замещения населения. И поэтому до 2012 года 100 % роста рабочей силы планируется обеспечить за счет иммигрантов. Канада, как другие развитые страны, не может позволить оплачивать щедрые программы социальной помощи и пенсии без увеличения количества рабочих. Поэтому на протяжении долгого времени мы будем очень зависимыми от иммиграции.

— Можете ли вы сказать, какую роль сейчас играет в вашей стране украинская община?

— Украинская община в Канаде является самой большой и хорошо организованной. Она самая укорененная культурная группа в Канаде. С начала XIX века прошло пять волн украинской иммиграции. Украинцы заселились в провинциях с непростыми условиями, которые географически напоминают некоторые регионы Украины. Многие прибыли из Львова, западных регионов Украины. Одной из особых черт украинской иммиграции в Канаде является то, что по сравнению с другими общинами украинцы сохранили свою культурную идентичность и целостность. Не могу не рассказать об одном примере. Бывший премьер из моей родной провинции Альберт, Эд Стельмах, по происхождению украинец в пятом поколении, до начальной школы разговаривал только на украинском языке. Т.е. он в этом возрасте не знал английского языка, являющегося одним из официальных языков Канады. И это очень типичное свидетельство силы культуры, языка украинской общины. Это очень гордая община. Они гордятся тем, что они канадцы и тем, что у них украинское происхождение. 21 сентября 1936 года бывший генерал-губернатор Канады лорд Твидсмюир в городе Фразервуд, который расположен в провинции Манитоба, сказал украинской аудитории: «Вы будете самыми лучшими канадцами, будучи хорошими украинцами». Мы верим, что можно быть патриотическим канадцем, оставаясь верным своему происхождению и идентичности. Идея многокультурности принадлежит канадскому сенатору Полу Юзеку, который был социологом в Манитобе. В 1964 году он впервые в парламенте выступил с речью о многокультурности как о политике, которая объясняет место тех в Канаде, кто не идентифицирует себя с английской или французской нацией. Канадские украинцы играют важную роль в Канаде. Генерал-губернатором Канады был Рамон Гнатышин. Несколько украинцев были сенаторами, а некоторые занимали должности в правительстве. Многие украинцы занимают главные места в канадском бизнесе. Причем даже канадские украинцы четвертого-пятого поколения сохраняют свою идентичность, даже обязательства перед Украиной. Кое-кто из них сказал мне: когда мы наконец почувствуем, что с Украиной все хорошо и она бесповоротно встанет на путь процветания, то с наших плеч будет снят груз.

— Означает ли многокультурность, что правительство должно поддерживать языки общин?

— У нас два официальных языка: английский и французский язык, на которых мы предоставляем услуги на федеральном уровне. Закон о многокультурности говорит о важности и ценности мультикультурного наследия и неофициальных языков меньшинств. Мы не финансируем развитие неофициальных языков. Если община хочет преподавать детям свой язык в воскресных школах или собственных школах, то она это может делать за счет собственных средств. Я уже упоминал о вызовах в отношении интеграции. Ежегодно мы принимаем 44 тыс. человек из Китайской Народной Республики и хотим, чтобы они и их дети знали английский язык, чтобы успешно интегрировались в нашу страну. Мы не хотим, чтобы они оставались в лингвистическом гетто. Для нас важно поддерживать два официальных языка как объединительный фактор, разрешая людям изучать родной язык.

— Предусматривает ли наличие двух языков обязательное знание их государственными чиновниками?

— Этот очень хороший вопрос. Я думаю, что каждый канадец согласился бы с тем, что хорошо разговаривать на двух официальных языках. Но во многих случаях это не реализуется на практике. В моей провинции Альберт, по-видимому, больше разговаривают дома на украинском языке, чем на французском. У нас есть программы, которые поощряют людей изучать два официальных языка. Для наших федеральных институтов это потребность. Ведь на высшем уровне правительственной администрации сейчас почти обязательно владение обоими языками.

— А должны ли чиновники говорить на языках местных общин?

— Да, это желательно. В нашем парламенте, кажется, разговаривают на 30 языках. Это объясняется тем, что у многих депутатов различное происхождение. Например, сенатор Андрийчук в силу своего происхожденяю разговаривает на украинском языке. Поэтому в парламенте у нас настоящее этническое многообразие, являющееся отражением различных лингвистических и этнических общин.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать