«Единственное, что может побороть жадность, — это страх»
Эксперт — о самом главном принципе борьбы с коррупцией в Китае![](/sites/default/files/main/articles/10012013/3chinese.jpg)
Более 160 тысяч китайских чиновников были наказаны в 2012 году за коррупцию. Об этом сообщил журналистам вчера на пресс-конференции секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины Компартии КНР Цуй Шаопен. Согласно представленному отчету о работе комиссии в прошлом году, за 12 месяцев 2012 года с обвинением в коррупции дисциплинарные взыскания коснулись 160 тыс. 718 человек. Из них 4 тыс. 698 — представители высших руководящих постов, в числе которых секретарь назвал партийного руководителя мегаполиса Бо Силая. После расследований в казначейство возвращено 7,83 млрд юаней (1,3 млрд долларов).
Цуй Шаопен заверил, что комиссия продолжит пристально следить и проверять всех, на кого падает подозрение во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением и в коррупции. В этой связи он сообщил, что в течение прошлого года правоохранительные органы получили более 1,3 млн сигналов о подобных правонарушениях. Результаты проверки комиссии ложатся в основу судебных разбирательств в отношении коррупционеров.
Самым громким коррупционным делом в Китае в 2012 году стало расследование дела партийного руководителя города Чунцин члена Политбюро Бо Силая. Расследование Центральной комиссии по проверке дисциплины разоблачило политика в том, что, занимая высокие руководящие посты, в том числе министра торговли КНР, он использовал служебное положение в личных целях, активно продвигал интересы своих родственников и брал взятки. Ныне дело политика, жена которого в 2012 году была осуждена к смертной казне с двухгодичной отсрочкой за убийство британского подданного, друга семьи Бо, передано в прокуратуру.
На этом фоне довольно странным выглядит заявление лидера Коммунистической партии Украины Петра Симоненко, который в интервью «5 каналу» сказал следующее: «Если бы не коммунистический Китай, то голые и босые украинцы ходили бы, потому европейскую продукцию по такой цене они не покупали бы. А сегодня кормят, обувают и одевают граждан Украины китайские коммунисты». Возникает вопрос, знает ли товарищ Симоненко, который так ссылается на успех китайской компартии, что в Китае казнят за коррупцию. И наверняка ему должно также быть хорошо известно, что в Европе и тем более в Америке — много дешевой и качественной продукции для массового потребителя. Другой вопрос, в том числе к его партии как партнера в правительственной коалиции, почему в нашей стране эта продукция продается вдвое, а то втрое дороже.
«День» обратился к китаеведу, заведующему отделом внешней политики Национального института стратегических исследований (НИСИ) Андрею ГОНЧАРУКУ с просьбой прокомментировать приведенные китайским чиновником данные о коррупции и объяснить, как в этой стране борются с этим злом и что может из китайского опыта позаимствовать Украина.
— С одной стороны, это свидетельство того, что в стране действительно идет борьба с коррупцией, есть соответствующие механизмы для этой борьбы и эти механизмы приносят соответствующие результаты. С другой стороны, в стране очень существенно проходит расслоение общества, и количество официальных долларовых миллионеров уже превысило 1 млн. человек. Для страны, которая еще 20 лет назад была исключительно страной бедных людей, это достаточно серьезное социальное испытание. Поэтому у чиновников, которые видят рядом с собой успешных бизнесменов, которые ездят на современных автомобилях и потребляют современные блага, появилось большое искушение. Таким образом, идет естественный процесс становления общества, в котором есть попытка навести порядок со стороны властной верхушки и есть повседневная борьба на таком низком уровне между искушением и страхом.
— А как на это влияет такая свойственная китайцам черта как конфуцианство?
— Один из постулатов конфуцианства — это уважение к честно заработанному богатству. Но здесь существенен вопрос о честности заработанного. Поэтому если человек попался, то со стороны общества к нему нет жалости. Это однозначно. С другой стороны, если человек честно заработал свое состояние, то он пользуется соответствующим уважением. И достаточно показательным является то, что среди китайских миллиардеров 95 процентов заработали состояния на внутреннем рынке, не за счет экспорта, а за счет наполнения внутреннего рынка и использования тех ниш в экономике, которые дают такие возможности. Этих людей соответственно уважают.
— Существует ли уважение у китайцев к восьми так называемым бессмертным наследникам товарищам Мао, которые, по словам Bloomberg, выросли как новое капиталистическое дворянство Китая, которое владеет всеми богатствами страны?
— Во-первых, не нужно забывать, что ближайшее окружение позднего Мао — это так называемая банда четырех, которая была приговорена к смертной казни, включительно со второй женой Мао Цзедуна Цзян Цин. Другой вопрос, что казнь каждые два года отсрочивали, и она так и умерла своей смертью в тюрьме. Но это не ближайшее окружение, это не те соратники, которые подталкивали Мао, например, на культурную революцию. А то, что есть соответствующее уважение к потомкам людей, которые когда-то руководили страной, то это тоже одна из черт конфуцианства. К дочерям Дэн Сяопина с очень большим уважением относятся. С уважением относятся к сыну Ху Яобана, который был не репрессирован, а отправлен в отставку, но он был реформатором. В китайском смысле он был Косыгиным.
— А что Украине можно позаимствовать из китайского опыта для борьбы с коррупцией в нашей стране?
— Единственное, что может побороть жадность, это — страх. Или другими словами, карательная машина, которая работает, и китайский чиновник знает, что он реально может быть казнен за взятку в 200 тыс. юаней (приблизительно 30 тыс. долларов). У нас иногда звучит такая мысль, если дать большую зарплату, то человек не будет брать взятки. Сколько человеку не давай, ему мало. И жадность можно побороть только страхом. Первое и самое главное в борьбе с коррупцией — неотвратимость наказания. Механизм должен работать. Общество должно увидеть, что такой механизм есть и он работает, а среди осужденных за взяточничество есть представители высшего звена, включительно с бывшими членами Политбюро. Можно говорить, что это борьба за власть, но факт является фактом, общество должно знать: взяточничество — это преступление, за которое государство наказывает. По моему мнению, это для развития общества очень важно, чтобы было понимание, что богатство достигается не любым путем, а легально.
Выпуск газеты №:
№2, (2013)Section
День Планеты