«Эффект снотворного»
Почему поляки игнорируют выборы?
Первый тур президентских выборов в Польше состоялся без каких-либо неожиданностей. Как и предусматривалось, «корпус в корпус» избирательную гонку завершили два лидера самых популярных сегодня в Польше партий — глава «Гражданской платформы» Дональд Туск и «Права и справедливости» Лех Качинский. Обе партии — как и кандидаты — исповедуют правоцентристскую идеологию. Перед вторым туром выборов, который состоится 23 октября, польское общество тревожит скорее всего не то, кто именно из двух претендентов одержит победу, но в чем причина небывало низкой явки избирателей.
ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРА
Среди основных причин низкой явки на президентских выборах главной является отсутствие выбора как такого. Ведь оба кандидата, которые уже задолго до начала избирательной гонки считались бесспорными фаворитами, исповедуют правоцентристскую идеологию, близкую для подавляющего большинства религиозных польских граждан.
Защита традиционных христианских ценностей в контексте последовательной экономической политики были и будут самыми привлекательными лозунгами современной Польши. Особенно в контексте долголетнего пребывания у руля государства левоцентристов, проигравших выборы задолго до их начала. Одной из главных причин этого является разоблачение отдельных государственных рулевых в громких коррупционных аферах.
В течение всего предвыборного года практически все польские новости начинались и заканчивались информацией заседания следственной комиссии по делу «Орлену» (или его перенесении). Обществу последовательно объяснялось, кто из власть имущих давал показания, их характер и аргументы. Все это сопровождалось комментариями и сопроводительными фактами, которые свидетельствовали о постоянных противоречиях в свидетельствах и интерпретациях.
Польскому обществу систематически прививались нелюбовь и недоверие к современной левоцентристской власти, но в то же время и к власти как таковой. Поэтому с момента отказа от участия в выборах единственного авторитетного «левого» политика Влодзимежа Цимошевича интрига и интерес к президентским выборам в Польше угасли окончательно.
После уверенной сентябрьской победы на парламентских выборах партий обоих кандидатов и инициирования переговоров о создании на их основе коалиционного правительства высокая общественная активность в выборах не наблюдалась даже сквозь розовые очки.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
По своей эмоциональной натуре поляки очень похожи на украинцев: чтобы побуждать активные действия, нам нужен мощный раздражитель. Длительное время живя без собственного де-факто — а временами и де-юре — государства, поляки на ментальном уровне вобрали революционные идеи борьбы за государственность.
Новейшая история Польши, к слову, изобилует примерами отважных устремлений и действий польского народа, когда все сплачивались как один в борьбе «против». И не важно, внешним раздражителем выступали соседи западные или восточные: опасность требовала от поляков активности. И, нужно отметить, активность их была действительно всенародной.
Со времен «Солидарности», а впоследствии — падения системы государств социалистического блока ментальная предприимчивость поляков была направлена на вступление в НАТО, позднее в Европейскую Унию, а также налаживание системы безопасности со стороны всех без исключения соседних государств.
Последняя вспышка активности польского народного духа отмечалась во время прошлогодних президентских выборов в Украине. Высоко ценя и уважая политическое содействие и искреннее переживание со стороны поляков за будущую судьбу Украины, иногда кажется, однако, что в коллективном сознании польского народа их роль в победе идеалов Майдана значительно завышена. Лично приходилось общаться с польскими социологами, которые со всей академической серьезностью во время оранжевой революции проводили вместе со своими студентами исследования на тему национальной принадлежности участников революции (с вопросами наподобие «Не польского ли происхождения ваша бабушка/дедушка»?). Не говоря уже о тезисе относительно полного совпадения карты регионов, в которых победил Виктор Ющенко, с границами Речи Посполитой, длительное время обыгрывавшемся едва ли не в официальных польских медиа. Такой же «миссионностью» были охвачены поляки на протяжении многолетних приготовлений ко вступлению в Европейскую Унию, в которой для Польши сразу «резервировалось» место репрезентанта восточной унийной политики. Не так давно поляки дискутировали по поводу создания в Варшаве Бюро Европейской Унии по вопросам отношений с «новыми» соседями.
Вступление в ЄУ и достижение стабильности в Украине, повлекло за собой в современной Польше «эффект снотворного» — когда основные экзистенционные цели достигнуты, интерес к самоорганизации и сплочение слабеет, чтобы со временем, по мере развития политической культуры «поступательного» типа, перейти с эмоционального на интеллектуально осмысленный политический выбор, которым руководствуются государства стабильной демократии западного типа.
В КОНЦЕ
Первый тур президентских выборов в Польше поставил перед обществом ряд вопросов. Эмоциональные переживания о потере интереса и доверия относительно политических репрезентантов, должны расцениваться в контексте последовательного исторического развития Польши. Говоря языком спорта, низкая явка на президентских выборах — скорее всего общественный тайм-аут, чем предъявление желтой карточки политическому истеблишменту.
Выпуск газеты №:
№190, (2005)Section
День Планеты