ЕС недостаточно активен в Афганистане
Исключение британца Пэдди Эшдауна из числа кандидатов на должность посланника ООН в Афганистане означает, что международному сообществу нужно еще предпринять определенные усилия, пока оно не сможет говорить одним голосом в этой погруженной во мрак стране. Такой объединенный голос действительно необходим, т.к. шесть лет войны и крупнейшая военная операция в истории НАТО не смогли подавить афганских мятежников, оставив все более коррумпированное правительство президента Хамида Карзая в зависимости от постоянного присутствия международных сил.
Афганистан по-прежнему является пятой по бедности страной в мире и крупнейшим производителем опиума, центральная власть слаба и еще больше ослабляется из-за воинственности населения и мятежников движения Талибан. Существует множество причин возникновения данной ситуации, но, по меньшей мере, некоторая часть вины лежит и на Европейском Союзе.
На бумаге усилия ЕС выглядят внушительно. Двадцать пять стран ЕС направили свои войска в Афганистан в составе 35-тысячного контингента НАТО, и сейчас они составляют более половины всех находящихся там войск. Страны ЕС командуют третью всех провинциальных групп по реконструкции (ПГР) и совместно с Еврокомиссией оплатили треть расходов на реконструкцию страны после 2001 года.
Но в действительности европейская поддержка афганской миссии носит ограниченный характер, а сотрудничество между крупнейшими финансирующими странами ЕС и Еврокомиссией остается неадекватным.
Поддержка населением участия ЕС в афганской миссии резко падает, и многие правительства ЕС не смогли исполнить просьбу НАТО по увеличению численности войск. Одним из исключений является Великобритания, недавно пообещавшая увеличить свой военный контингент в воинственной провинции Хельманд, где выращивается опийный мак. Но численность европейских войск по- прежнему не дотягивает до 17 000 солдат США, задействованных в рамках Международных сил по обеспечению безопасности (ISAF), а также до 8 000 солдат коалиционных сил, не входящих в состав ISAF.
За исключением 1 500 голландских солдат в соседней провинции Урузган, а также польского и румынского присутствия в провинциях Газни, Пактика и Забул, ни одна другая страна ЕС не желает направлять свои войска в южный и восточные регионы страны, кишащие мятежниками, предоставляя Талибану полную свободу действий. Всего насчитывается не менее 60 подобных запретных ограничительных зон для европейских войск, что не дает командующим задействовать вооруженные силы там, где они нужны больше всего.
В таких сферах, как полиция, законность и борьба с распространением наркотиков, каждая страна ЕС руководствуется собственной политикой, абсолютно независимо друг от друга. Полицейская миссия ЕС (EUPOL), начатая в июне 2007 г., имела своей целью устранить данный недостаток в согласованности, но в итоге ее задача была сведена к полицейской реформе, а Еврокомиссия занялась финансированием отдельной судебной реформы. EUPOL начала свою работу слабо, потеряв своего первого командующего, и сталкивается с серьезными проблемами при найме сотрудников высокого ранга.
Наконец, сумма ежегодной помощи на развитие, выделяемая Еврокомиссией Афганистану, уменьшилась в этом году с 200 до 150 млн евро. Размеры индивидуальной помощи стран ЕС также урезаются: например, пятилетняя помощь Франции Афганистану на поддержку реконструкции в размере 33 млн евро поразительно мала по сравнению с ее общим бюджетом международной помощи, составляющим 9 млрд евро.
ЕС не в состоянии изменить стратегию международной коалиции. Но единый ЕС может быть сильным защитником лучшего и более согласованного международного подхода.
США настаивают на необходимости ввода дополнительных войск для установления преимущества на местности, сурово критикуя правительства ЕС за неспособность приложить больше усилий, в то время как США направляет дополнительно 3500 морских пехотинцев в очаги сопротивления. Тем временем европейские страны критикуют текущую военную стратегию. Они опасаются, что увеличение числа войск может привести только к увеличению числа жертв среди мирного населения, обостряя вражду с афганцами.
Без серьезных договоренностей между США и ЕС, обеспечивающих увеличение европейской поддержки и численности солдат, успех в Афганистане будет ускользать из рук международного контингента, а разногласия с США, отрицательно сказывающиеся на Альянсе, не исчезнут.
Подобные договоренности должны содержать в себе два элемента. Во-первых, ЕС должен направить в Афганистан больше войск, инструкторов и гражданских служащих, а также отменить все запретные зоны для своих войск. Миссии в Афганистане необходимо увеличить число солдат на 10%, увеличить число военных и полицейских инструкторов, а также увеличить количество военного оборудования, в том числе вертолетов. Кроме того, Еврокомиссия должна отказаться от уменьшения размеров помощи и тратить больше денег с помощью местных органов самоуправления и ПГР.
Взамен США должны осуществить стратегический переход от боевых действий к обеспечению безопасности населения. Подобная стратегия означает уделять больше внимания обычным афганцам, постепенно расширяя силы безопасности НАТО из центра в провинции и работая в тесном сотрудничестве с государственными и местными властями.
Данную новую стратегию можно укрепить еще сильнее, если международное сообщество откажется от текущей политики борьбы с наркотиками (в том числе, от уничтожения их с воздуха) и поможет Карзаю достичь политического урегулирования с «умеренными» мятежниками.
Все это потребует руководства, охватывающего все институты, а такое руководство может быть предоставлено только ООН и личностью с большой силой воли. Назначение нового посланника ООН должно оказаться более эффективным способом координирования действий международных помощников Афганистана. Остается надеяться на то, что кто бы ни стал посланником, он окажется способным содействовать заключению договоренностей между США и ЕС, которые так остро необходимы.
Несмотря на ухудшение ситуации в Афганистане, еще не все потеряно. Но для кардинального изменения ситуации необходимо изменить способ функционирования международного сообщества. ЕС следует проявить инициативу, заключив договоренности с США.
Даниель КОРСКИ — старший сотрудник по вопросам политики в Европейском совете по международным отношениям (ECFR), автор доклада ECFR по Афганистану.
Выпуск газеты №:
№17, (2008)Section
День Планеты