Есть ли у Гордона Брауна право быть избранным?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061017/4178-3-1.jpg)
То, что Гордон Браун хочет сменить Тони Блэра в должности британского премьер-министра — очевидно. Но менее очевидно то, что он готов сделать все необходимое, чтобы привести лейбористскую партию к победе на следующих всеобщих выборах. В некотором критическом смысле он должен отречься от наследия Блэра, что по меньшей мере означает обещание вывести Великобританию из войны с Ираком.
Браун очень хотел стать премьер-министром все это время, с 12 мая 1994 года, с того рокового дня, когда Джон Смит, лидер лейбористской партии в оппозиции, упал замертво от сердечного приступа. Две недели спустя, 31 мая, Блэр и Браун встретились в маленьком ресторане на севере Лондона и обсудили, кто должен принять на себя партийное руководство. К концу их обсуждения они заключили двойную сделку: Браун отойдет в сторону и поддержит Блэра как следующего руководителя партии; взамен Блэр позже передаст руководство ему.
Критично, но неизбежно, они не договорились, когда или при каких обстоятельствах Блэр выполнит свою часть сделки. Неизбежно, они не могли предвидеть, что Блэр одержит три беспрецедентные последовательные победы на выборах от лейбористской партии в 1997, 2001 и 2005 годах, и таким образом удержит лейбористскую партию у власти в течение рекордного периода — возможно, целых 13 лет.
Ключевым вызовом для Новой лейбористской партии (как Блэр ее переименовал, с его характерной способностью все переворачивать), было управление британской экономикой. Начиная со Второй мировой войны, большинство британских правительств пытались манипулировать экономикой с целью получить краткосрочные преимущества для партии, обычно с пагубными долгосрочными результатами. Эта прискорбная традиция была общей для консерваторов и лейбористов, и все же несправедливо, что именно лейбористская партия была больше всего запятнана обвинениями, что ей нельзя доверять управление экономикой.
Браун решительно изменил эту репутацию. Он, возможно, был самым выдающимся министром финансов в британской истории, не из-за вдохновения или гениальности, а просто потому, что он основал новую традицию отдавать предпочтение низкой инфляции, низким процентным ставкам и стабильным правительственным финансам.
Браун понял, что эти приоритеты были существенными не только для британской экономики, но и для долгосрочных перспектив лейбористской партии у власти, и он укреплял этот курс, возлагая на банк Англии независимую ответственность за поддержание низкой инфляции. В результате в Великобритании было беспрецедентное десятилетие низкой инфляции и относительно высокого экономического роста, превосходившего многих ее европейских партнеров.
И все же, несмотря на экономический успех, стало все более очевидно, что время Блэра подходит к концу. Электорат был все больше разочарован неизбежными недостатками хорошо знакомого правительства, а партия была все больше недовольна лидером, который злоупотребил ее гостеприимством. Сначала Блэр думал, что он мог потребовать права остаться у власти на третий полный пятилетний срок. Но давление, оказываемое на него, чтобы заставить его уйти, неизменно росло и достигло той отметки, когда он почти пообещал уйти летом 2007 года.
Но никто точно не знает, когда или как уйдет Блэр. Если будет официальное соперничество за руководство, вероятно, несколько конкурирующих кандидатов будут стремиться выдержать испытание. Но почти все авторитетные наблюдатели, кажется, согласны с тем, что Браун — безусловно наиболее вероятный человек, который может стать следующим премьер-министром от лейбористской партии.
Это легкая часть. С этого момента ни у кого нет уверенности, знает ли Браун, что делать, или обладает ли он необходимыми качествами, чтобы бороться и выиграть еще одни всеобщие выборы для лейбористской партии. Его репутация в управлении и осуществлении контроля в экономике авторитетна и бесспорна, но он почти никак не проявил свою позицию в других сферах политики правительства. Он остается непреклонным и почти безмолвным, явно с нетерпением потирая руки вступить в свое наследство, но не предлагая никаких намеков относительно того, что изменится с его приходом.
Одно, что он не может сделать, — это пообещать продолжать политику Блэра. Если Браун предложит по большей части то же самое, то он проиграет. После 10 лет Блэра, он должен предложить один (или больше) политический курс, который обозначит явную перемену.
Самый очевидный кандидат для такого переключения политики — это Ирак: если Браун хочет победить на выборах как руководитель лейбористской партии, он должен отказаться от политики Блэра и объявить о немедленном выводе британских войск. В плане тактики это должно быть легко и очевидно: какими бы лживыми и незаконными ни были первоначальные причины для вторжения в Ирак, теперь все знают, что эта война оказалась политической, стратегической и моральной катастрофой. Все знают, что в ней невозможно «победить», что бы это ни значило, и Браун знает, что и война и рабское подчинение Великобритании администрации Буша очень непопулярны в Великобритании.
Это проблема, которая взывает принять меры, но пока ни одна из главных политических партий не посмела коснуться ее. За последние три недели лейбористы, либеральные демократы и консерваторы — все провели свои ежегодные конференции. Все они сосредоточились на внутренней политике, ни одна не осмелилась обсуждать Ирак, потому что все знают, что если бы они это сделали, встал бы вопрос о выводе войск, который, в свою очередь, развязал бы главный и возможно взрывоопасный спор об отношениях Великобритании с Соединенными Штатами.
Есть ли у Брауна мужество принять на себя риск, связанный с противостоянием иракскому вопросу? Возможно, нет. Он может решить, что это слишком трудно, в этом случае он будет премьер-министром-неудачником, приговоренным отбыть эти три года, оставшиеся в этом положении лейбористской партии, без надежды на победу на следующих выборах. Это не то, что он планировал, когда заключал сделку с Блэром тогда, в 1994 году.
Йен ДЭВИДСОН — советник и обозреватель Европейского центра политических реформ в Брюсселе. В прошлом корреспондент газеты Financial Times, его последняя книга — «Вольтер в изгнании».
Выпуск газеты №:
№178, (2006)Section
День Планеты