Эстонский темп
Таллинн уступает немного суверенитета Брюсселю. По очень патриотичной цене![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021012/4186-3-1_0.jpg)
Послезавтра начинается официальный визит президента Эстонии Арнольда Рюйтеля в Украину. Визит продлится до 18 октября, эстонская делегация посетит также Одессу и Крым.
ПРОБЛЕМА-2004
Приезд лидера страны, без пяти минут члена НАТО и без десяти — Евросоюза, кроме, разумеется, официального приглашения украинской стороны, имеет веские прагматичные основания. По словам посла Украины в Эстонии Николая Макаревича, между двумя странами подписано 49 двусторонних соглашений, в том числе — договор о свободной торговле. В случае вступления Эстонии в ЕС (а эстонцы не без оснований надеются, что это произойдет в 2004 году) договор о свободной торговле утратит силу. Тогда нынешний уровень товарооборота между государствами ($130,8 млн. при позитивном сальдо для эстонской стороны) будет казаться очень хорошим показателем. До девальвации гривны после российского финансового кризиса в 1998 году пик товарооборота составлял $150 млн. Сейчас в Эстонии ряд крупных компаний (производителей рыбной продукции, мебели) до 80 % своих товаров экспортируют в Украину. Выход из режима свободной торговли с Украиной для этих фирм означает экспортные пошлины и неконкурентноспособность их товаров на украинском рынке. Например, эстонские шпроты могут подорожать на 20-30%. Украинские дипломаты, работающие в Таллинне, говорят, что «завязанные» на нашу страну эстонские экспортеры очень озабочены проблемой-2004. Решением могло бы стать получение Киевом в 2004 году статуса ассоциированного члена и договор о свободной торговле с ЕС. Но реалистичность, нормальная самооценка и оценка возможностей партнера является, пожалуй, главной характеристикой эстонского политикума. Поэтому озабоченность налогоплательщиков, создающих рабочие места, политиками в Таллинне воспринимается с пониманием.
Украинский бизнес также может потерять, если режим свободной торговли с Эстонией будет приостановлен. Эстонцы заинтересованы в поставках украинского шахтного оборудования, оборудования для альтернативной энергетики, производства комбикормов, кораблестроения (недавно одна из фирм, контролирующая 80% рынка буксировочных работа в эстонских портах, приобрела в Украине буксир; сумма сделки, по неофициальным данным, около $5 млн.)
Президент Арнольд Рюйтель 8 октября на пресс-конференции в Таллинне для украинских журналистов, сказал, что у него пока нет готового рецепта минимизации потерь для двусторонней торговли от вступления своей страны в ЕС. Тем не менее, он надеется, что «если две стороны, имеют волю решить проблему, то решение будет найдено».
На уже упомянутой пресс- конференции глава эстонского государства сказал, что «очень внимательно слушал речь Леонида Кучмы на экономическом форуме в Зальцбурге». Подтвержденные Президентом Украины приоритеты внешней политики — вступление в ЕС и интеграция в НАТО, дали господину Рюйтелю основания полагать, что «наши государства разделяют общие ценности». Кстати, незадолго до визита в эстонской прессе прошла информация о том, что эстонский МИД, якобы, рекомендует президенту отложить визит в Украину. Причина — внутриполитическая ситуация в Украине и акции протеста оппозиции. Не прошла мимо внимания эстонцев и некоторая «закольчуженность» отношений официального Киева с Вашингтоном и Брюсселем. МИДу Эстонии даже пришлось выступить с заявлением: визит президента в Украину состоится. Отвечая на вопрос «Дня», президент Рюйтель прокомментировал последние резонансные события в Украине и вокруг нее следующим образом: «В нашей печати высказываются разные мнения. Но визит в Украину планировался давно. Насколько нам известно, никаких юридических доказательств обвинений (поставок «Кольчуг» в Ирак. — Авт. ) нет. Было бы некорректным вмешиваться во внутренние дела Украины. Этические или юридические доказательства, если они и будут, — внутреннее дело Украины. Конечно, все это имеет международный отклик. Но было бы неправильно из-за этого испортить отношения между нашими народами и государствами. Мы желаем Украине, чтобы оппозиция и партии при власти договорились и нашли реальный выход. Нужно договориться, причем на высоком уровне политической культуры».
Эстонцы трепетно относятся к своему суверенитету, истории, культуре, национальной идентичности. (Хотя об этом не принято говорить много и лозунгами). Тем не менее они готовы делегировать часть суверенитета в Брюссель — в НАТО и ЕС: последние опросы показывают, соответственно, 70% и 54% поддержки населением вступления в эти организации. Отвечая на вопрос о причинах такого парадокса эстонской ментальности, президент Рюйтель сказал: «Эта проблема обсуждается в Эстонии серьезно и давно. По поводу Евросоюза еще предстоит серьезная дискуссия. Но общество в целом и все парламентские партии поддерживают путь в ЕС и НАТО. Это путь в высокоразвитый рынок с очень высокими стандартами». Такое мнение разделяют и многие эстонцы: рынок ЕС — это те стандарты качества экономики и качества жизни, к которым стоит стремиться и платить за них. А экс-глава парламентского комитета по обороне (сейчас представитель пресс-службы МО Эстонии) Рейн Нелме по поводу вступления в НАТО высказался еще более определенно: «Лучше делегировать часть суверенитета, чем потерять все». В Таллинне очень надеются, что приглашение в Альянс Эстония получит уже на Пражском саммите в ноябре. Аргументы эстонцев в пользу евроатлантического выбора выглядят довольно убедительными.
СТЕРЕОТИПЫ И ЦИФРЫ
Чтобы легче оценивать экономику Эстонии, стоит напомнить, что население этой страны в 30 раз меньше населения Украины — 1,36 млн. человек. Средняя зарплата — около 400 евро. По сегментам рынка труда по найму картина более разнообразная (данные Торгово-промышленной палаты Эстонии): руководящий состав частных компаний — 1550-3320 евро, финансовые менеджеры — 1500-2100 евро, специалисты — до 1300 евро, торговля — до 700 евро, секретари — до 575 евро. Объем ВВП — 6 млрд евро, т.е. 4485 на «душу населения». Эстонский экспорт составляет 3,7 млрд. евро, 70% внешней торговли приходится на страны Евросоюза (на Россию — менее 3%; наверное, этим объясняется то, что молодые эстонцы плохо владеют или совсем не знают русский — нет мотивации). Отличительная черта эстонской экономики — либерализм и открытость (согласно индексу экономической свободы — 4 место в мире). Отсюда и сумма иностранных инвестиций — 3,5 млрд. евро, и то, что приватизация в Эстонии завершена при успешном привлечении иностранного капитала (государство контролирует 2 стратегических объекта — концерн «Эстонская энергия» — электростанции, и Таллиннский морской порт). Большая часть иностранных инвестиций — это шведский (37,6%) и финский (28,8%) капитал. Как правило, шведы и финны владеют и крупными пакетами ведущих предприятий и банков. Недавно эстонцы приватизировали с участием американско-британского капитала и железные дороги. Что касается земли, то 35% уже находится в частных руках (кстати, 50% земли в Эстонии — леса и болота — закреплены в госсобственности). Цена земли, например, в центре Таллинна — до 1000 евро за квадратный метр.
В общем, в цифрах Эстония выгодно выделяется среди бывших советских республик. На данный момент эта страна выполнила 28 из 31 требования по вступлению в ЕС. Из оставшихся наиболее важны два: либерализация рынка электроэнергии и вопрос квот на экспорт эстонской сельхозпродукции. Переговоры по этому поводу продолжаются, и в Таллинне надеются, что относительно энергорынка удастся договориться с Брюсселем о переходном периоде, а относительно квот — увеличить их. В случае вступления в ЕС выплаты из структурных фондов Евросоюза могут составить 11,5 млрд. крон в течение трех лет (курс евро/крона — 1/15,6). Переговоры по поводу субсидий эстонского взноса в бюджет ЕС продолжаются, но во всяком случае, таковы оценки экспертов эстонской Торгово-промышленной палаты.
Мнения относительно причин успеха реформ в Эстонии могут быть разными. Со стороны может показаться, что им просто везло со «старшим братом» — датчане, немцы, шведы, а остальное, только после того, как эта маленькая страна уже была пропитана европейским духом и традициями. Кто-то может считать, что дело в эффективной политической системе, в политически ответственном правительстве, формируемом парламентским большинством. Сами эстонцы думают по-другому. Одна из представительниц турбизнеса, хорошо знающая Украину, сказала: «Мы не ждем, когда станет лучше, у нас так не принято, мы работаем». А вице-канцлер министерства экономики Эстонии Сигне Ратсо, отвечая на вопрос украинских журналистов о причинах успеха, была предельно лаконична: «Скорость. Скорость в проведении реформ». Эстонский темп опровергает банальный стереотип об эстонском темпераменте.
Автор выражает благодарность посольству Украины в Эстонии и лично Чрезвычайному и Полномочному Послу Николаю Макаревичу за помощь в организации поездки.
Выпуск газеты №:
№186, (2002)Section
День Планеты