Это — дискриминация, говорит Кучма. Это — только начало, говорит Европа
Эксперт Немецкого общества внешней политики Александр Рар прокомментировал это «Дню» так: Кучма нервничает, и понятно почему. Но ЕС предоставил Украине достаточно возможностей начать движение к полной интеграции в Европу. Первой ступенькой этого процесса должно быть доподлинное выполнение соглашения о партнерстве между Украиной и ЕС, которое сейчас практически ничем не наполнено. Это должно продемонстрировать, насколько вероятным является сближение между Киевом и ЕС, и перепрыгнуть эту ступеньку исключено. Очевидно, Кучма ожидал, что в результате ухудшения ситуации в России ЕС отнесется к Украине более внимательно.
Но если Украина желает радикально идти в Европу, она должна сделать радикальные шаги — открыть свои рынки для европейского бизнеса, предоставить возможности иностранцам владеть землей, создать те же реальные условия для западного бизнеса, которыми пользуется бизнес украинский. Запад очень недоволен фактическим отношением украинской власти к инвесторам — пусть, мол, деньги идут, а сам инвестор остается за границей. Это все должны понять в Киеве, а особенно — то, что 8 предыдущих лет ничего не делалось, и завоевать расположение теперь будет трудно.
Это, по словам Рара, — не только его мнение, но и позиция благосклонно настроенных к Украине политиков и бизнесменов, фактически — совместная неофициальная позиция всего западного мира.
Можно понять и Украину — особенно в условиях, когда, в частности, сразу несколько членов ЕС просто не воспринимают мнение, что Украина когда-нибудь может стать хотя бы ассоциируемым членом Союза. Когда соглашения с Евросоюзом об ассоциации уже подписали настолько «продвинутые» по сравнению с Украиной государства как Албания. Это — политика, отмечают в Киеве информированные круги. И на эту политику очень сильно влияет «российский фактор», игнорировать который Запад и не хочет, и не всегда может. Обо всем этом может свидетельствовать и четырехлетний процесс ратификации соглашения о партнерстве между Украиной и Евросоюзом. С другой стороны, сам Кучма признал, что «некоторые европейские эксперты», критикующие Украину, «в чем-то правы». Вряд ли, скажем, потенциального европейского инвестора может вдохновить пример французского гиганта стройиндустрии «Лафарж», который, выиграв тендер во Львовской области, был вынужден обращаться в арбитражный суд.
Наконец, первый заместитель министра иностранных дел Антон Бутейко, координирующий сейчас украинскую политику в отношении европейской интеграции, трагедии не делает, припоминая, что переговоры о полном членстве Португалии в ЕС продолжались 12 лет. Вряд ли совместная позиция ЕС по поводу Украины, какой бы она ни была, будет вырабатываться легче, особенно когда этого не всегда хочет сама Украина.
Выпуск газеты №:
№211, (1998)Section
День Планеты