«Это компромисс, и очень важно, что он достигнут»
Александр САМАРСКИЙ комментирует историческое соглашение между Ираном и Западом и его значение для УкраиныВчера в Вене после 20-месячных переговоров между Ираном и «шестеркой» стран достигнута историческая договоренность, которая ограничивает иранскую ядерную программу.
Проект документа предусматривает отмену торгового эмбарго ЕС — Иран сможет импортировать свою нефть и газ. Сообщается, что соглашение начнет действовать через 90 дней после принятия соответствующей резолюции на Совете Безопасности ООН.
«Сегодняшний день мог стать концом надежд, но сейчас мы открываем новый раздел, вселяющий надежду», — заявил министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф. По его словам, сообщает Би-Би-Си, согласованный документ не является идеальным для каждой из сторон, однако он помог «преодолеть ненужный кризис» и «открыть новые горизонты».
Президент Европейского Совета Дональд Туск назвал достигнутое соглашение «прорывом, который положит конец 13-летнему ядерному противостоянию». В его заявлении, обнародованном на сайте ЕС, также говорится, что эти договоренности могут стать «поворотным пунктом в отношениях между Ираном и международным сообществом и будут пролагать путь к новым направлениям сотрудничества между ЕС и Ираном».
В то же время, сообщает Reuters, если Иран нарушит соглашение, то через 65 дней некоторые санкции опять начнут действовать. Агентство также напоминает, что вооруженное эмбарго ООН будет оставаться в силе в течение пяти лет, а запрет на реализацию баллистической ракетной программы продолжится для Ирана на восемь лет.
В свою очередь, президент США Барак Обама заявил, что соглашение с Тегераном базируется «не на доверии, а на проверке». «Мы будем иметь возможность проверять все ядерные объекты. Инспектора будут иметь доступ ко всем объектам 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Некоторые из этих мероприятий будут продолжаться 25 лет», — сообщил Обама. В то же время, он также прибавил, что не нужно «исключать эскалацию конфликта, но мы точно не должны направляться к такой возможности». «А с ядерным Ираном регион и мир точно был бы опаснее для наших партнеров», — прибавил глава Белого дома.
В то же время, не все разделяют оптимизм от принятия возможного соглашения. Вероятно, главным скептиком является премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Договоренности с Ираном он назвал «ошибкой исторических масштабов», которая в конечном счете создаст «террористическое ядерное сверхгосударство».
«День» обратился к бывшему послу Украины в Иране Александру САМАРСКОМУ и попросил его прокомментировать значимость достигнутого соглашения с Тегераном:
— Для Украины это соглашение — безусловно, позитивно. Завершение этих переговоров будет означать, что внимание мирового общества сможет быть в полной мере приковано к Украине. Это также дает меньше возможностей России играть на международных проблемах и шантажировать своим участием и неучастием, поддержкой или нет консолидированной политики «шестерки», как это было ранее. Безусловно, выход иранской нефти на мировой рынок станет дополнительным ударом по экономике России, поскольку цены на нефть начнут снижаться. Это также положительно и в плане стабилизации ситуации в регионе Южного Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока.
Стабилизация ситуации вокруг Ирана лишит Россию возможности влияния на него и возможности его шантажировать. Во многом это избавляет Иран и от российской зависимости — последние иранские товаропотоки в значительной степени шли через Россию. Санкции привязывали Тегеран к Москве.
Между тем, нужно учесть тот факт, что общенациональное мнение в Иране является антироссийским. Эти страны имеют сложную историю. Российская империя отняла значительные иранские территории, и иранцы это не забывают.
Предыдущие договоренности, которые были между «шестеркой» и Ираном, были слишком постепенными и кардинального влияния на экономику Ирана не оказывали. Теперь ситуация изменится.
Вообще, на мой взгляд, ядерная угроза со стороны Ирана была преувеличена. Иран, скорее, стремился получить статус страны, которая способна изготовить ядерное оружие, чем страны, которая ею владеет. В Иране хорошо понимают все возможные неприятности, связанные с владением таким оружием.
Украине есть чему поучиться у Ирана: как отстаивать свои интересы, не сдаваться, когда выкручивают руки, а защищать свои национальные интересы.
— Заместитель министра иностранных дел Израиля Ципи Хотовели написала, что это соглашение — «историческая капитуляция Запада перед осью зла, возглавляющей Иран». Как бы вы это прокомментировали?
— Есть интересы общей безопасности. Интересы Израиля могут совпадать или не совпадать с ними. Мы видим, что между Ираном и Израилем идет определенное противостояние, но сказать, что в этом виноват только Иран, было бы неправильно.
Я не вижу здесь капитуляции. Любая договоренность является компромиссом, если это не выполнение какого-то ультиматума. В этом случае мы говорим о переговорах и договоренностях. Не может быть такого, чтобы одна из сторон выиграла на 100%. Должны быть учтены интересы другой, какие-то уступки — иначе тогда переговоры теряют свой смысл. Это соглашение — компромисс, и очень важно, что он достигнут.
Выпуск газеты №:
№123, (2015)Section
День Планеты