Европейская политика «приглашает» Путина в Мариуполь
Эксперты «Дня» — о парадоксе Минских договоренностейВизит Президента Украины Петра Порошенко в Берлин 16 марта и переговоры с высшим руководством Германии — канцлером Ангелой Меркель и президентом Йоахимом Гауком — имели, скорее, символическое, нежели практическое, значение для пресечения российской агрессии на Донбассе.
Как отметил руководитель украинской редакции Deutsche Welle Бернд Йоганн, пригласив Порошенко в день годовщины аннексии Крыма, Германия продемонстрировала, что не забыла об этой проблеме. Действительно, во время общего брифинга с Президентом Петром Порошенко Меркель отметила, что Германия не признает аннексию Крыма со стороны России, поскольку таким образом поставлен под вопрос мирный порядок в Европе. «Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы об этом не забудем», — сказала канцлер. С точки зрения стран Запада так называемый референдум о присоединении Крымского полуострова к РФ был проведен год назад в нарушение международного права.
Меркель и Гаук дали понять украинскому Президенту, что действия России в Крыму никогда не будут признаны Германией. Ведь это было ударом по независимому государству, что противоречит международному праву. Однако ни у Порошенко, ни у немецкого правительства нет плана, как в ближайшем будущем вернуть Крым Украине, отметил Йоганн.
И тут символизм этих переговоров в Берлине в годовщину аннексии Крыма столкнулся с суровой реальностью: нежеланием Европы усиливать санкции против России и поддерживаемых ею сепаратистов, которые в противовес Украине не выполняют Минские договоренности.
А Порошенко как раз и выразил в Берлине надежду, что на саммите ЕС на этой неделе (19-20 марта) будет решено, что в случае несоблюдения условий перемирия европейские страны усилят санкции против России.
В ответ на это Меркель заявила во время совместного брифинга с Президентом Петром Порошенко, что санкции Европейского Союза против России будут обсуждаться в марте, но решение об их возможном усилении может быть принято не ранее июня. «Санкции связаны с выполнением Минских соглашений. В марте не будет приниматься юридическое решение (об усилении санкций), а лишь будет проведено политическое обсуждение. Если соглашения не будут выполнены, юридическое решение будет приниматься, возможно, в июне», — цитирует Reuters слова канцлера.
О бессилии ЕС и в частности Германии свидетельствует и то, что предложенный Берлином механизм верификации отведения тяжелой артиллерии не работает. Сепаратисты просто не пускают на свою территорию наблюдателей ОБСЕ. И какой ответ на это со стороны Германии? Никакой. А это одно из условий Минских договоренностей.
Фактически в обмен на обязательство Украины выполнять Минские договоренности Берлин пообещал только финансовую и экономическую поддержку, и то при условии проведения Киевом давно обещанных реформ в сфере борьбы с коррупцией и реформирования судебной системы.
«День» обратился к украинским и зарубежным экспертам с просьбой прокомментировать результаты переговоров Порошенко и Меркель и их влияния на политику Путина.
«МЫ ЗАСТРЯЛИ С ПОЛИТИКОЙ, КОТОРАЯ НЕ РАБОТАЕТ И НЕ СДЕРЖИВАЕТ ПУТИНА»
Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики. Автор книги «Новая холодная война: как Кремль угрожает России и Западу», Лондон:
— Парадокс заключается в том, что оба — Меркель и Порошенко — согласны, что нет никакой альтернативы Минским договоренностям. И в то же время они оба соглашаются, что Минские договоренности не работают. Таким образом, мы застряли с политикой, которая не работает и которая не сдерживает Путина. Следовательно, вполне вероятно, что он чувствует, что может продолжать дестабилизировать Украину. Мы по-прежнему далеки от серьезных санкций, Меркель не хочет обещать того, что она не может выполнить, — и она знает, что многие европейские страны хотят смягчить санкции, чтобы вознаградить Россию за «прекращение огня», а не усиливать их.
«ВИДНО, ЧТО В ЕС В ВОПРОСЕ САНКЦИЙ НЕТ ЕДИНСТВА»
Герхард ГНАУК, корреспондент газеты Die Welt в Варшаве:
— Месседж в немецких СМИ о визите Порошенко вышел такой: Президент в интервью газете Bild сказал, что Минское соглашение «не работает», и оно — это «надежда, а не реальность».
А другая часть месседжа — что Меркель во время длительного разговора вернула Порошенко на путь веры в эти договоренности.
Расхождения были очевидны. Скорее всего, эти расхождения касаются тактики, но они есть. Было также видно то, что критиковала Frankfurter Allgemeine Zeitung. Канцлер, пишет газета, высказалась неточно по поводу автономии для Донбасса. И тут гость подчеркнул: «Простите, не забывайте о том, что нужно возобновить суверенитет Украины на всей своей территории».
Меркель говорила мягко относительно возможных новых санкций. Видно, что ЕС пока что борется за единство в своих рядах относительно этого вопроса. Хорошо, что Меркель обратила внимание на события вокруг Мариуполя — видно, что разговор с гостем был очень конкретный. Многие эксперты считают, что наступление с Востока на большой город, например, Мариуполь, будет иметь автоматические последствия — поставки оборонного оружия для Украины.
А что касается России — Bild цитирует немецких политиков, поддерживающих идею Порошенко: бойкот чемпионата мира по футболу в России.
«МЕРКЕЛЬ ОЧЕРТИЛА ДЛЯ ПУТИНА «ЦЕНУ ВОПРОСА»
Николай КАПИТОНЕНКО, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:
— Думаю, встреча такая, как и все остальные. Ритуальные уверения — почти классика уже. Европа придерживается определенной устоявшейся риторики. Со времен Майдана растерянность и неэффективность прикрываются словами. С одной стороны, ЕС не выдерживает тот тест на единство, который устроил ему Путин. С другой — даже на уровне отдельных государств отсутствует понимание того, что дальше делать с Украиной. Во внешней политике Германии, которая претендует на лидерскую роль, это воплощено в наибольшей степени. И Меркель выбирает «золотую середину» — самый осторожный вариант. Текущие санкции — основа политики. Они — индикатор позиции. Европе нужно, чтобы конфликт не распространялся — и, похоже, не более того. Наступление на Мариуполь возможно в апреле-мае; следовательно, вспомнив о рассмотрении санкций в июне, Меркель очертила для Путина «цену вопроса». Теперь он определит, насколько готов ее платить. Такие вот «партнерские деловые отношения», только торгуют не газом, а безопасностью и принципами.
КОММЕНТАРИЙ
«ДЛЯ ЕС ОЧЕНЬ ВАЖНО СОХРАНИТЬ ЕДИНУЮ ПОЗИЦИЮ ОТНОСИТЕЛЬНО САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ»
Сюзан СТЮАРТ, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:
— Я думаю, что необходимо обращать внимание на то, что, скорее всего, будет реалистичным в общем контексте ЕС. Прежде всего, санкции, которые должны были пересматриваться в марте, были продолжены до сентября. Политическое решение в этом отношении было принято в конце января и, следовательно, не связано с Минском-2. Кроме того, звучали четкие заявления со стороны Германии и ЕС о возможности как смягчения, так и усиления санкций. Если Россия придерживается Минских договоренностей и будет помогать деэскалации ситуации на Донбассе, то некоторые из санкций могут быть ослаблены или сняты. Если Россия не сделает этого, то будут последующие санкции. Ныне в Германии считают, что соглашения о прекращении огня, конечно, не придерживаются как следует, хотя и имеет место улучшение ситуации. Кажется, нужно больше времени, прежде чем ЕС (включая Германию) придет к выводу, что Россия не желает придерживаться договоренностей, достигнутых в Минске. Я считаю, что для ЕС очень важно сохранить единую позицию относительно санкций и вносить любые изменения в них в зависимости от поведения России в отношении Украины. Если это вообще возможно, ЕС должен также пытаться продолжать координировать свою позицию со США, но это может становиться все сложнее, учитывая жесткую позицию республиканцев и некоторых демократов.
Выпуск газеты №:
№46, (2015)Section
День Планеты