Гамлетовский вопрос новой геополитики
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030129/416-3-1_0.jpg)
В Совете Безопасности ООН состоялась долгожданная презентация доклада экспертов, представленная главой команды экспертов ООН Хансом Бликсом и директором МАГАТЭ Мохаммедом Эль Барадеем, и начинается его обсуждение. Главный мотив доклада — Ирак сотрудничает с инспекторами, но «по букве», а не «по духу», ядерное оружие в Ираке не обнаружено, но вопросы остаются, Багдад должен разоружиться, а инспекторам следует предоставить больше времени. Багдад, в свою очередь, призывает инспекторов к объективности. Результатом обсуждения должно стать решение — выносить на голосование СБ ООН резолюцию о применении силы против Ирака, или нет. Активными сторонниками силового разоружения Ирака сегодня считаются только Соединенные Штаты и Великобритания, однако еще несколько европейских стран склонны в случае необходимости поддержать их позицию. Позиции других также далеко не полностью антивоенные — но при очень определенных и четких условиях. «Иракский вопрос», таким образом, на самом деле является вопросом о том, может ли одна страна быть одновременно прокурором, судьей и исполнителем приговора, даже в том случае, когда нужно как-то действовать.
Одним из первых, кто отреагировал на выводы, представленные инспекторами, был госсекретарь США Колин Пауэлл, который заявил, что у Ирака остается очень мало времени на разоружение. Соединенные Штаты уже обещают предоставить союзникам свои разведывательные данные, из которых следует, что режим Саддама Хусейна все-таки обладает оружием массового уничтожения, а значит, угрожает мировой безопасности. Одновременно Вашингтон обещает широкую дипломатическую активность, направленную на консультации и переговоры с союзниками на предмет убеждения их в неотвратимости войны. На сегодня только Германия четко заявила, что не будет принимать никакого участия в возможной военной акции против Ирака. Немецкие эксперты убеждены, что эта позиция обусловлена проблемами внутренней жизни Германии, а также определенными стереотипами, господствующими в обществе. Но вместе с тем вряд ли немецкий представитель в ООН будет голосовать против резолюции, которая может позволить применение силы — скорее всего, он просто воздержится.
Представители французского руководства считают, что ни одна односторонняя акция без принятия ее ООН невозможна. Однако Париж не дал однозначно понять, как в таком случае Франция себя будет вести при голосовании. Китай, как и Россия, заявляет, что нужно дать больше времени для проведения инспекций Ирака. Следующий доклад группы инспекторов ожидается в конце марта. Но уже 31 января проблемы подготовки к возможной военной операции будут обсуждаться на специальной встрече между президентом США Джорджем Бушем и премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Вчера вечером президент Буш выступил с традиционным ежегодным обращением к нации (State of the Union Address), в которой снова отмечал необходимость разоружить Ирак.
Инспектора в своем докладе не отрицали, что иракские власти предоставили им доступ ко всем 230 объектам, о которых говорилось ранее. Руководитель группы инспекторов Бликс заявил, что при этом иракский доклад на 12 тыс. страниц содержит данные, основанные на старых документах, что нет ответа на вопрос о наличии нервно-паралитического газа VX у вооруженных сил Ирака, что есть причины считать, что в Ираке было произведено больше культуры сибирской язвы, чем об этом сообщается. Кроме того, Ирак, как сказано в докладе инспекторов, не разрешил полет разведывательного самолета U-2 для проведения аэрофотосъемки. Одиннадцати ученым не позволили встретиться с инспекторами. В адрес инспекторов звучали угрозы, проводились демонстрации протеста против их работы, к которым не могло не быть причастно руководство страны. Инспекторы также выявили, что Ирак закупил за рубежом 300 реактивных двигателей (что запрещено санкциями ООН), которые могут быть использованы для производства ракет. Все эти вопросы действительно слишком серьезны, чтобы можно было просто сказать, что Ирак старательно выполняет положение резолюции 1441.
В то же время директор МАГАТЭ Эль Барадей признал, что следы ядерной программы в Ираке не обнаружены. Однако, по его словам, инспекторам еще нужно время, и Ирак не предоставляет новых данных.
Сенсаций в докладе, таким образом, нет. С одной стороны, довольно сложно полностью принимать на веру заверения Багдада, что в его докладе о программах вооружения сказано все, нужно только внимательно читать. С другой стороны, группа инспекторов вряд ли нацелена на провокацию именно военного пути разоружения Ирака. Багдад, похоже, серьезно воспринимает демонстративные приготовления вооруженных сил Соединенных Штатов и Великобритании, отмечая, что ответом на военную операцию будет удар по Израилю. Пентагон демонстративно сообщает, что к середине февраля в районе Персидского залива будет находиться уже около 150 тысяч американских военных (во время прошлой войны в Заливе было больше. — Ред. ), обнародует некоторые возможные планы операции, заявляет о возможности использования нового секретного оружия. Европейцы явно не стремятся воевать, имея в виду, что в таком случае не обойтись без жертв, в отличие от воздушной операции НАТО против Югославии. А жертвовать жизнями своих граждан ради интересов США мало кто готов. Впрочем, Эстония уже сообщила о готовности открыть свое воздушное пространство для американской авиации. Пока продолжается дипломатическое противостояние, продолжается и противостояние валют — сегодня курс доллара относительно евро продолжает падать. Решение о начале войны все еще не принято.
Выпуск газеты №:
№16, (2003)Section
День Планеты