Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Германия инициирует Женеву-2

Эксперт: Если конференция пройдет опять без одновременного существенного давления на Россию, то она будет непродуктивной
06 мая, 12:00
ФОТО РЕЙТЕР

Прошло лишь две недели после женевских договоренностей относительно урегулирования украинского кризиса, как Германия созывает вторую Женевскую конференцию. О таком намерении заявил в воскресенье министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер после телефонных переговоров по этому поводу с верховным представителем Европейского Союза по вопросам иностранных дел и политики безопасности Кэтрин Эштон, Госсекретарем США Джоном Керри, Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и представителями ОБСЕ.

Штайнмайер отметил, что целью этой встречи должна быть четкая договоренность, которая положила бы конец этому конфликту и позволила перевести события в русло политических решений. «Любое промедление в этой ситуации безответственно, поскольку это приведет к новым жертвам», — сказал немецкий чиновник.

В украинском МИД пока никак не комментировали инициативу шефа немецкой дипломатии.

Как известно, предыдущую договоренность, которая была достигнута в Женеве 17 апреля и под которой стоят подписи Джона Керри, Кэтрин Эштон, Сергея Лаврова и Андрея Дещицы, Россия совсем не выполняла. Она же должна была сделать все, чтобы деэскалировать ситуацию на Востоке Украины и отвести свои войска от границ нашего государства. Москва этого не делала и только критиковала Запад и Украину, которая, по словам западных высокопоставленных чиновников, выполняла женевские договоренности.

Возникает вопрос, если женевские договоренности не были выполнены, то какой смысл проводить новую конференцию по кризису в Украине.

Доцент кафедры политологии Киево-Могилянской академии Андреас УМЛАНД заметил по этому поводу следующее: «Если конференция будет проводиться опять без одновременного существенного давления на Россию, то она будет непродуктивной, как и последнее соглашение. Существует иллюзия, что больше переговоров могут привести к фундаментальным изменениям в ситуации. Ведь дипломатия уже активно использовалась в прошлом, когда ситуация была менее напряженной. Однако рост напряженности снижает эффективность дипломатии. Но ее все еще, возможно, стоит попробовать».

«День» обратился к украинским и зарубежным экспертам с просьбой прокомментировать инициативу Штайнмайера.

«НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ НАШЕЙ ВЛАСТИ ПОДСТЕГИВАЕТ АППЕТИТЫ КРЕМЛЯ»

Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел:

— Любые переговоры лучше, чем война. Но трезво оценивая то, что делает российская сторона, ожидать какого-то прорыва не стоит. Думаю, эффективность этой встречи будет равна первой женевской встрече.

Что касается инициативы Штайнмаера, дипломатам нужно демонстрировать, что они чем-то активно заняты и работают над теми или иными вопросами. Но нужно быть реалистами и понимать, что с нынешней Россией говорить не о чем.

С другой стороны, Германия заинтересована в том, чтобы экономические связи с Россией сохранялись, потому что она слишком много вложила в российскую экономику и санкции, которые должны были быть реальными, они, конечно, будут иметь негативное последствие и для немецкой экономики. Поэтому Германия объективно заинтересована в достижении урегулирования. Но можно ли это сделать за счет переговоров с нынешней российской властью, я сомневаюсь. Если у немцев есть надежда, то карты в руки.

Переговоры Обамы с Меркель в Вашингтоне и их заявление, что они применят санкции против России, если и дальше ею будет продолжаться дестабилизация ситуации в Украине, это напоминает 225 серьезное китайское предупреждение. Но при тех обстоятельствах, которые сложились, оно не является лишним. Хотя Западу уже давно нужно было предпринять решительные шаги, а не предупреждать Россию. Как мы видим из хода реализации нашей антитеррористической операции, Россия очень быстро реагирует, когда чувствует силу. Слова на Москву не действуют и международное сообщество должно из этого делать вывод. А он очень простой — Россия понимает только язык силы.

Очевидно, что целью России является срыв президентских выборов 25 мая, потому что это дает возможность спекулировать на так называемой нелегитимности украинской власти. Безусловно, взятие ситуации на Востоке Украины под контроль поставило бы точку в разговорах относительно нелегитимности власти. К сожалению, наша власть не демонстрирует большую решительность, чем воспользовались в очередной раз сеператисти и некоторые пророссийски настроенные слои на Востоке Украины. Это влияет, безусловно, и на международную ситуацию вокруг Украины. Чем быстрее и решительнее мы поставим точку в «разговоре» с террористами, тем быстрее и в Москве поняли бы, что нельзя играть таким образом с Украиной. Поскольку эта нерешительность имеет место, то она подстегивает аппетиты Кремля к еще большим и более нахальным провокациям против Украины.

«ЦЕЛЬ РОССИИ — НЕ ДАТЬ ПРОВЕСТИ ВЫБОРЫ 25 МАЯ»

Штефан МАЙСТЕР, старший научный сотрудник по политическим вопросам Европейского совета международных отношений, Брюссель:

— Если быть честным, я думаю, что международный формат имеет смысл только тогда, когда все участники заинтересованы в разрешении конфликта. Если у России нет заинтересованности, я очень сомневаюсь, что вторые женевские переговоры положат конец конфликту. На данный момент цель России — через провокации в Восточной Украине показать, что нынешнее правительство Украины не способно контролировать страну и обеспечить безопасность, и таким образом не дать провести выборы 25 мая и улучшить свою позицию на переговорах с ЕС и США в отношении решения будущего Украины (официальная цель России — федерализация страны). Если ЕС и США готовы говорить с Москвой о будущей Конституции Украины, Россия готова сидеть за одним столом, но только на российских условиях. Но я думаю, об этом слишком рано говорить, а без участия украинского правительства вообще это невозможно. Как я понимаю, Штайнмайер хочет найти решение путем интернационализации конфликта, но интерес России не в стабилизации Украины, а в признании ограниченного суверенитета Украины.

«КОНФЕРЕНЦИЯ НЕ ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ПОВОДА, ЧТОБЫ ДАТЬ РОССИИ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ЕЕ ТАЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Сюзан СТЮАРТ, (SWP) Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности, Берлин:

— Вторая конференция в Женеве может быть успешной только тогда, если это приведет к соглашению, в котором будут прописаны четкие обязательства и будет понятно, кто и за что отвечает. Все стороны должны принять на себя обязательства на определенные действия (или не действия), так что никто не может просто сидеть в стороне после заключения договоренностей и критиковать действия других сторон, не проявляя активности.

Еще одно требование будет заключаться в том, что стороны будут брать обязательства делать (или не делать) то, что они действительно могут достичь, то есть в отношении которых у них есть необходимое влияние (и они признаются в том, что оно у них есть), и эти обязательства не должны противоречить друг другу. Если эти требования не будут выполнены, тогда было бы лучше завершить конференцию без соглашения, чем иметь очень туманное соглашение, как это было раньше. Такое соглашение вызовет больше проблем, чем их решит.

Наконец, конференция не должна использоваться в качестве повода, чтобы дать России больше времени для продолжения ее тайных действий в Украине, в то время как другие актеры ожидают организации этого события.

«КРИТЕРИИ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ ОСТАЮТСЯ НЕПОНЯТНЫМИ»

Лилия ШЕВЦОВА, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:

— Заявление министра иностранных дел Германии Штайнмайера полностью укладывается в подход к украинскому кризису, который выработал Берлин. Коротко этот подход можно определить так: «Будем делать акцент на диалог с Кремлем. Не будем загонять Путина в угол. Попытаемся убеждать его в необходимости вернуться к здравому смыслу». Берлин с самого начала предпочитает не санкции в отношении Москвы, а «угрозы санкций».

Но при этом и Берлин, и Запад в целом пытались уйти от четкого определении «красной черты», при переходе Кремлем которой санкции приобретают неизбежность.

Грустная ирония в том, что у Кремля есть свое определение «красной черты» для Запада (если Украина получит приглашение в НАТО и т.д), а вот у Запада это понятие намеренно расплывчато. Санкции до сих пор увязывались с открытой российской интервенцией в Украину — западные лидеры фактически игнорировали возможность других способов дестабилизации Украины.

Сегодня Штайнмайер фактически пытается осуществить «дипломатический подход», о котором договорились Меркель и Обама на последней их встрече в Вашингтоне. Его суть в том, чтобы еще раз попытаться остановить Россию дипломатическими средствами и ввести в дело ОБСЕ, возложив на эту организацию контроль за проведением выборов. И вот только, если Россия отрыто попытается их сорвать, вводятся новые санкции. Предложение начать новые встречи в Женеве укладывается в этот формат «подождем». Видимо, что Меркель отговорила Обаму от новых санкций в ближайшее время. Да, теперь санкции уже не увязываются с переходом границы российскими войсками. Но опять-таки критерии введения этих санкций остаются непонятными. Вот что произошло в Одессе — вмешательство извне с целью дестабилизации ситуации? Либо это было столкновение местных сил? Пойди докажи!

Не думаю, что «переговорные инициативы» Берлина приведут к разрешению кризиса. Москва будет пытаться до дня выборов 25 мая продолжать раскачивать в Украине ситуацию... Кроме того, здесь явно действуют пророссийские силы, которые вряд ли поддаются усмирению...

А новые женевские встречи станут площадкой для обвинений Кремлем всех остальных. Тем более, теперь Москва может говорить — а мы не контролируем пророссийские силы! Ведь сказал же Дмитрий Песков: мы не знаем, что делать с новой ситуацией!

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать