Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Главный принцип — «не резать по живому»

01 февраля, 00:00
Подписание украинско-российского договора о государственной границе во время недавнего визита президента России Владимира Путина произошло для многих довольно неожиданно. Российская пресса, комментируя документ, сразу же отметила, что Москва смогла настоять на своей позиции относительно морских границ, поскольку в договоре указано, что Азовское море и Керченский пролив признаются как внутренние воды двух государств. В договоре же на самом деле указано, что «ничто в этом договоре не причиняет вреда позициям Украины и Российской Федерации по статусу Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств». Что это все означает, скоро ли украинцы будут ездить в Россию только на основе заграничных паспортов, можно ли будет прорвать «шенгенскую стену», оставив открытым границу с Россией, — в интервью госсекретаря МИД Украины Юрия СЕРГЕЕВА, главы украинской делегации на переговорах по делимитации границы с Россией.



— Что на самом деле означает довольно неожиданное для многих подписание договора об украинско-российской государственной границе? Ведь еще пару лет назад казалось, что переговоры будут бесконечными.

— Мы вели эти переговоры с 1996 года, но ускорение переговорного процесса началось приблизительно полтора года назад, когда наконец стало понятно, что в своей новейшей истории Украина и Россия свои соседские отношения должны поставить на надежный правовой фундамент. Именно правовые основы решения непростой проблемы делимитации общей сухопутной границы сняли все подозрения и недоверие, существовавшие в переговорном процессе. Принципиальным фактором, который содействовал работе переговорных делегаций, стали политическая воля лидеров и правительств Украины и России оформить свои пограничные отношения цивилизовано и по-добрососедски. Очень важно было то, что в переговорном процессе начали принимать активное участие руководители пограничных регионов. Губернаторы по обе стороны границы весьма позитивно содействовали нахождению путей решения проблем. Именно ими была предложена решающая формула «не резать по живому», которая помогла найти решения, казалось бы, безнадежных проблем, когда, например, целые украинские села оказались на территории России.

Этим договором Украина и Российская Федерация впервые за много веков своего сосуществования закрепили линию прохождения государственной границы. То есть, говоря юридическим языком, провели делимитацию границы.

Мы ожидаем, что произойдет ратификация этого договора, и мы дальше будем говорить с россиянами о том, как сделать так, чтобы существующая граница способствовала сотрудничеству, особенно в пограничных областях, как сделать цивилизованным пересечение границы, как нам сотрудничать в борьбе с нелегальной миграцией. Затем нас ждут переговорные процессы по другим составляющим нашего пограничного сотрудничества, правовую основу для которых заложила делимитация границы. Мы должны договориться, каким образом обеспечить режим границы так, чтобы люди, живущие по обе ее стороны чувствовали себя комфортно, а граница стала надежным заслоном для нелегальной миграции из третьих стран, для уголовных элементов.

— Можно ли говорить о продвижении на переговорах по морским границам? Ведь уже сейчас было немало спекуляций по поводу содержания данного договора, в той части, где речь идет о сопредельных морских пространствах.

— Предмет этого договора определяется его первой статьей — это линия государственной границы от точки стыка границ трех стран — Украины, Беларуси и России — до Азовского моря. Это описано в большом объеме документов, координатах прохождения границы и более чем в сотне карт. Итак, предметом договора является сухопутная граница. Но в пятой статье этого документа фиксируется наше желание продолжить переговорный процесс с тем, чтобы договориться, я подчеркиваю — именно договориться, о том, каким образом будет выглядеть граница по сопредельным морским пространствам — Азов, Керченский пролив, Черное море. Эта статья фиксирует позиции наших стран, которые, как мне кажется, уже сближаются, а чтобы договориться, нужно, чтобы они сблизились. Но впереди еще переговорный процесс. Я думаю, что здесь есть оптимистичные перспективы, это настрой обеих сторон.

— Как может выглядеть будущий режим границ?

— Я и мой коллега в Москве, первый заместитель министра иностранных дел Вячеслав Трубников, возглавляя подкомиссию по пограничным вопросам, в ходе переговоров по делимитации границы, обсуждали и сотрудничество по таким сложным вещам, как борьба с нелегальной миграцией, контрабандой, обращением наркотиков, проблемы реадмиссии, открытия и оборудования пунктов пересечения границы. Проекты этих соглашений уже в работе.

Это все то, что формирует юридическую базу режима границы. Также и открытие и обустройство пунктов перехода через границу — в прошлом году такой пункт европейского типа был открыт между Харьковской и Белгородской областями. Это все должно содействовать нашей двухсторонней торговле, обменам между людьми, особенно — в пограничных областях.

— Есть ли какая-то помощь со стороны Запада в обустройстве границы с Россией?

— Модернизация этих пунктов направлена на то, чтобы сделать комфортной всю процедуру пересечения границы, чтобы технически обеспечить возможность быстрой идентификации людей, товаров, транспортных средств, чтобы людей не задерживать на границе больше, чем это определено стандартами в цивилизованных странах. У нас есть проблемы досмотра на железнодорожном транспорте — большие задержки, потому что не совсем совершенная система идентификации. Конечно, к этой модернизации будут привлекаться возможности международных организаций, в первую очередь ЕС. Они также заинтересованы в том, чтобы снизить угрозу нелегальной миграции, чтобы помочь нам добиться таких же стандартов обслуживания граждан, пересекающих границу.

— С чем, на Ваш взгляд, были связаны недавние заявления в Москве, в которых говорилось о введении с 1 июля пересечения украинско-российской границы по загранпаспортам?

— Мне это сложно комментировать. Я не знаю источник, из которого это все пошло. Скорее всего, желаемое было выдано за действительное. Тем более, что российская сторона уже дезавуировала эту информацию. Проблема заключается в том, что у нас очень большая протяженность границы и с Беларусью, и с Россией, очень много людей живет по обе стороны границы. Нужно время, чтобы они получили эти паспорта.

— Реально ли хотя бы теоретически выполнить условия исключения Украины из «черного списка» Шенгенского соглашения, и вместе с тем сохранить открытую границу с Россией?

— Вопрос непростой. Мы и в Украине, и в России заинтересованы в том, чтобы создать такой режим границ, который бы удовлетворял два важных элемента. Во-первых, чтобы границы не стали барьером для общения двух народов. И во-вторых, чтобы границы стали барьером для нелегальной миграции, контрабанды, криминала. Поскольку такое желание есть у обеих сторон, составив начало целому пакету соглашений, мы фактически идем к тому, что от нас — и Украины, и России — ожидает европейское сообщество. Я думаю, что можно говорить о прозрачной границе в том плане, чтобы граждане Украины и России не имели проблем в своих двухсторонних контактах, но чтобы она была непрозрачной для криминалитета.

Достижение других прозрачных границ — тоже абсолютно реально, это вопрос договоренностей. Ведь наши соседи уже сейчас ставят вопрос о либерализации визового режима для украинских граждан. Они ощущают, что в ином случае и они колоссально теряют. Кстати, еще 10 — 15 лет назад из некоторых стран, которые считаются развитыми, была трудовая миграция в другие, более комфортные. Заинтересованность в трудовых ресурсах — это объективная реальность, с которой сейчас другие страны считаются и, кстати, предлагают неплохие договоренности по квотам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать