Перейти к основному содержанию

Гойко ДАПЧЕВИЧ: «Мы защищаем в Косово не только себя, но и весь мир»

20 февраля, 00:00

— Каковы причины возникновения конфликта в Косово? Не привела ли к нынешнему положению дел отмена Белградом автономии края Косово в 1989-м?

— Вопросов всегда бывает больше, чем ответов, и это нормально. Но мне не нравится, как чаще всего освещается проблема Косово в прессе — она не пользуется достоверными источниками. В Косово нет конфликта между сербами и албанцами — там есть терроризм. Государство Югославия защищает свой народ — и сербов, и черногорцев, и албанцев, и цыган, и представителей других национальностей. Террористы, которые в Косово убивают собственный народ во имя призрачной мечты о Великой Албании, которая в действительности существовала лишь во времена Муссолини, в 1941—1943 годах, пользуются поддержкой своих планов и действий от спонсоров извне. Тогда их поддерживала фашистская Германия, сегодня — США.

Нет никаких внутренних причин для появления косовской проблемы. Мы видим причину только во внешнем воздействии. И для нас неприемлем такой подход к решению, который бы подогревал сепаратизм и давал преимущества какому-либо меньшинству.

Край Косово и Метохия имеет такие же автономные права в составе Сербии, как и другой край — Воеводина. Мы готовы предоставить Косово самую широкую автономию, которая бы соответствовала всем международным стандартам. И сейчас в Косово есть университет, существуют албанские школы, выходит около 250 различных газет на албанском языке общим тиражом около 2,5 млн., албанцы в Косово и сейчас имеют все. Но некоторые из них предпочитают не пользоваться этим, а заниматься бандитизмом. И государство Югославия в Косово просто защищает свои суверенные права, свою территориальную целостность. Югославия готова стать гарантом защиты прав всех без исключения жителей Косово и Метохии. Кстати, албанцы в Косово не случайно уже 30 лет отказываются от проведения переписи населения — потому что многие из них не являются гражданами Югославии. В Косово создано более 100 центров для распределения гуманитарной помощи, государство уделяет особое внимание проблеме возвращения беженцев. Союзная скупщина Югославии требует прекратить всякие угрозы, шантаж и давление на нашу страну и наш народ.

При этом нельзя забывать, чем Косово и Метохия является для сербов. Вы ведь однажды уже писали, что Косово для нас значит не меньше, чем Киев для украинцев. Сербы там живут с VI века, тогда как албанцы — с XIV. В Косово и Метохии — более 1800 православных монастырей и памятников. Косово для Сербии — это как Иерусалим для евреев. Здесь, в Призрене, была столица государства сербского царя Стефана Душана.

— Что будет, если на переговорах в Рамбуйе не будет достигнуто никаких соглашений и НАТО действительно объявит о введении международных сил в Югославию? Не было бы предпочтительнее для жителей Югославии принять у себя не натовских, а украинских, российских или белорусских миротворцев?

— Мы настаиваем на том, чтобы прийти к настоящему политическому соглашению, которое бы основывалось на равноправии всех граждан и национальных общин. Мы — за то, чтобы в Косово не было господ и слуг, как бы они не назывались — албанцы, сербы, турки, мусульмане, цыгане. Югославия согласилась на основные требования международной контактной группы. Но мы не можем согласиться на интервенцию любых иностранных вооруженных сил на нашу суверенную территорию — даже если это будут украинцы. Это — в принципе невозможно. Мы в состоянии сами себя защитить от террористов. Нас не понимают те, кто не имеет истории, не имеет сердца. Они говорят о гуманитарной катастрофе в Косово, а сами направляют нам «гуманитарную помощь» в виде бомб? Это — философия «нового мирового порядка». Мы же выступаем за то, чтобы Совет Безопасности ООН и США уважали прежде всего сами себя. Украина может нам помочь, если выступит за запрещение терроризма. И мы положительно оценили заявление Президента Украины, когда он осудил терроризм и сепаратизм в Косово. Мы хотим жить на свободной земле и умирать на свободной земле — а нас хотят заставить слушать музыку бомб как музыку Баха. Никакие угрозы нас не испугают — с нами правда, с нами Бог, с нами люди.

— Как сейчас, в условиях косовского кризиса, выглядят отношения Югославии с ее соседями?

— Мы всегда выступали за добрососедские отношения. Со всеми соседями — их восемь, как новых, так и старых — мы подписали ряд соглашений. Мы готовы сотрудничать и жить в мире даже с Албанией, которая является базой терроризма. У нас были отличные отношения с Македонией. Кстати, знаете ли вы, что наибольшая угроза от албанцев исходит не нам, а нашим соседям-македонцам? В Скопье, столице Македонии, живет больше албанцев, чем в Приштине, столице Косово и даже больше, чем в Тиране. Мы, правда, не совсем понимаем, зачем размещать силы НАТО на македонско-югославской границе.

— Не кажется ли вам, что в отношениях между Украиной и Югославией больше слов, чем реальных дел? Как вы оцениваете перспективы отношений, какие возможности мы упустили, какие остаются?

— Политические отношения между Югославией и Украиной — более чем хорошие. В нашей памяти останется то, что суверенная и независимая Украина была первой и единственной страной, которая в период санкций согласилось принять первого югославского посла в своей столице. Украина потеряла около $ 5млрд. от действия этих санкций, мы потеряли примерно $150—160 млрд. К сожалению, экономические отношения — не на таком высоком уровне, как политические. Может быть, это потому, что экономическая ситуация и у нас, и у вас — не слишком хорошая. Однако, хотя еще в 1995 году было подписано соглашение о создании межправительственной комиссии по торговому, экономическому и научному сотрудничеству, до сих пор не было ни одного ее заседания. Реальные возможности сотрудничества же находятся в областях транспорта, металлургии, машиностроения, электроники, химической промышленности, фармацевтики, кораблестроения. Возможности сотрудничества в агрокомплексе — огромны. Интересны проекты коммерциализации украинских и черногорских морских портов с созданием зон свободной торговли. Есть заинтересованность в военно-техническом сотрудничестве. Если наши лидеры будут чаще видеться, им будет о чем поговорить. Но может быть, у вас есть другие, более стратегические партнеры. Определенная идеология отравляет народы, не нужно ей повиноваться. Нас сближают и история, и будущее. Мы смотрим на Киев как на центр православной цивилизации, Украина занимает исключительно важное геостратегическое положение, соединяя западную и восточную цивилизации, как и Сербия была мостом между Западной и Восточной Римской империей. История знает множество контактов между Югославией и Украиной. И сейчас мы не должны позволять кому-либо разменивать нас на мелочи и на этом зарабатывать.

— Союзная скупщина Югославии стала наблюдателем в работе российско-белорусского парламентского союза. Говорит ли это о желании Югославии со временем войти в российско-белорусский союз?

— Югославский парламент решил, что он будет сотрудничать с парламентами России и Беларуси по некоторым вопросам и примет участие в их совместных заседаниях в качестве наблюдателя. И парламентская делегация Югославии во главе с вице-премьером Сербии Воиславом Шешелем сообщила об этом решении. Это никому не должно создавать никаких проблем.

— Каково положение украинцев в Югославии?

— Украинское меньшинство насчитывает 18—20 тысяч, в Нови-Саде выходит украинский журнал. Мы никогда не разделяли украинцев и русинов, и жители Югославии всегда относились к украинцам очень дружественно и уважительно, с любовью. Именно любовь между людьми, между народами спасут мир, а не только красота. И ни коим образом — не бомбы.

В разговоре принимали участие: первый советник посольства СРЮ Миливое Лончаревич, первый секретарь посольства СРЮ Чедомир Лабус.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать