Игра дыма и зеркал
или Очередная предвыборная суматоха в Италии![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080411/468-3-1.jpg)
Игра дыма и зеркал — такой представляется текущая избирательная компания в Италии как итальянцам, так и всему миру. Конечно, здесь нет ничего нового: политическая динамика Италии всегда ставила в тупик и ееучастников, и наблюдателей. То, что в этот раз небольшая центристская партия смогла добиться от судов отсрочки выборов, является всего лишь новым элементом привычной неразберихи.
Но одна вещь на этот раз кажется бесспорной, а именно — вероятный результат. Сильвио Берлускони, лидер правого альянса, в третий раз победит на выборах (он также дважды проигрывал), в то время как в сенате получится ничья. В данном случае силы Берлускони могут объединиться с центристской Католической партией Пьера Фердинандо Касини или сформировать коалицию со своими левоцентристскими оппонентами — Демократической партией, возглавляемой Вальтером Вельтрони.
Последний вариант, который ранее и представить было невозможно, на этот раз реален, поскольку текущая избирательная кампания Берлускони не является такой воинственной, как предыдущие. Грубый тон и слепая ярость последних 13 лет отринуты. Берлускони, похоже, целиком осознал, насколько трудно править Италией.
И хорошо, что осознал. С учетом прогнозируемого размера государственного долга в 102% от ВВП в 2009 г., роста инфляции и экономического роста всего лишь на 0,2%, предвыборные обещания будет трудно сдержать. Ослабленная государственная инфраструктура и неспособность привлечь иностранный капитал сделали экономические перспективы ещеменее радужными.
Кроме того, несмотря на то, что государственные компании Telecom, Autostrade и Alitalia подвергались чрезвычайно сильному вмешательству правительства Романо Проди, которое вскоре уйдет в отставку, это не дало им практически ничего. Планы по строительству высокоскоростной железной дороги, соединяющей Италию с Северной Европой, всевремя откладываются. Мусорный кризис в Неаполе остается неразрешенным, что ставит под угрозу международную репутацию одного из самых известных итальянских продуктов — сыра моцарелла.
В условиях кризиса мировых финансовых рынков и смягчения европейской экономики задачи нового итальянского правительства лишь усложнятся. Во внешней политике также могут возникнуть проблемы. Обновленная деятельность со стороны Франции и Великобритании вкупе с укреплением роли Германии как главного игрока в делах ЕС создают риск дальнейшего снижения влиятельности Италии.
Если Берлускони вернется к власти, он возобновит тесное сотрудничество с Соединенными Штатами. Этому пути следуют в настоящее время президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Если он в этом преуспеет, сформируется нечто наподобие «контактной группы» шести стран (Франция, Великобритания, Германия, Испания, Польша и Италия) для координирования отношений ЕС с США. Данная структура будет необходима, поскольку, вне зависимости от того, кто победит на президентских выборах в США, следующая американская администрация обязательно потребует от ЕС более активного участия в разрешении международных конфликтов.
Но Италия, в отличие от Франции, не собирается подменять красотой Карлы Бруни, новой жены Саркози, реальный престиж. Для достижения престижа стране необходимо позиционировать себя в качестве двигателя серьезных реформ в Европе, не пренебрегая при этом обсуждением роли государств — членов ЕС в экономической политике Европейского Союза. Здесь Италия может присоединиться к выразительной национально ориентированной экономической политике, преследуемой сегодня Францией и Великобританией в ущерб брюссельским технократам ЕС.
В предстоящих выборах ясно одно: если только в последнюю минуту не произойдет чего-нибудь необычного, миллиардер Берлускони вновь утвердит свою власть над итальянской политикой. Вообще- то, он являлся подлинным правителем Италии последние 13 лет. Зародившаяся как «искусственная партия» с целью объединения многочисленных политических сил после потери влияния Партией христианских демократов в 1994 г., партия Берлускони «Форца Италия» показала себя как чрезвычайно умело структурированное движение с сильным и стабильным согласием своих членов по основным вопросам.
На этих выборах Берлускони решил открыть двери правому Национальному альянсу Жанфранко Фини, вместе с которым он создал новую группу «Люди свободы» — единственную партию, объединившуюся с «Северной лигой» Умберто Босси, — пытаясь обеспечить поддержку правительства со стороны более сильной и сплоченной партии. Католики из Союза христиан, демократы-центристы, а также наследники фашистского движения — правые Франческо Стораче покинули коалицию.
Похожие действия были предприняты левыми, руководимыми Вельтрони, чья Демократическая партия теперь находится в союзе с Партией справедливости Антонио Ди Пьетро. Коммунистическая партия и социалисты покинули коалицию, созданную Проди для получения парламентского большинства.
Целью данного воссоединения было создание более стабильных крупных партий, но возможны и дальнейшие изменения. Сильные проевропейские право- и левоцентристские партии будут, скорее всего, соревноваться на выборах в Европейский парламент весной 2009 г. По мере осуществления дальнейших реформ в Европе Италия должна задаться вопросом, что еще способна предложить ее политика, помимо напускания тумана.
Паоло МЕССА — бывший представитель Союза христиан и демократов-центристов, а также советник по связи премьер-министра Италии, основатель журнала Formiche.
Выпуск газеты №:
№68, (2008)Section
День Планеты