Перейти к основному содержанию

«Игра пленок»

В Польше — беспрецедентный скандал. Ушли в отставку сразу три министра и спикер парламента
12 июня, 10:31
БЫВШИЙ МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПОЛЬШИ, А НЫНЕ — СПИКЕР ПАРЛАМЕНТА РАДОСЛАВ СИКОРСКИЙ ТОЖЕ ПОПАЛ В «ИГРУ ПЛЕНОК» И ВСЛЕД ЗА ТРЕМЯ МИНИСТРАМИ ПОКИДАЕТ СВОЙ ПОСТ / ФОТО РЕЙТЕР

Позавчера вечером в Польше подали в отставку три министра, их заместители и спикер парламента Радослав Сикорский. Как сообщила на пресс-конференции премьер-министр Республики Польша Эва Копач, эти отставки являются результатом «дела о прослушивании».

Напомним, что речь идет о «кассетном скандале», который возник 16 июня прошлого года после предания огласке в СМИ телефонных разговоров высокопоставленных политиков. В ходе этих разговоров чиновники, употребляя ненормативную лексику, обсуждали решение не вполне законными способами как государственных, так и личных вопросов.

Кстати, тогдашний председатель Совета министров Польши Дональд Туск даже допустил объявление досрочных парламентских выборов, если конфликт не будет исчерпан. Это не было сделано, а сам Туск между тем занял должность президента Европейского Совета и передал бразды правления Эве Копач.

«Единственным результатом годового расследования этого дела стал гигантская утечка информации. Это подрывает доверие к прокуратуре. Поэтому я не приму отчет генерального прокурора. Я считаю, что единственным учреждением, которое в состоянии завершить дело, это прокуратура с новым генеральным прокурором», — отметила премьер-министр. Она сообщила, что жертвы телефонных прослушиваний, которые после разговоров с ней написали заявления об увольнении, «продемонстрировали ответственность за государство, а не расположение к креслу».

Перефразируя название известного сериала «Игра тронов», пани Копач отметила: «Сейчас начинается избирательная кампания, и я как премьер не позволю, чтобы она стала «Игрой пленок».

Кстати, записи незаконно осуществляла группа официантов в ресторане «Сова и друзья», который пользуется большой популярностью среди варшавской элиты. Сначала записи разговоров высокопоставленных должностных лиц, в частности министра внутренних дел Бартоломея Сенкевича и председателя Нацбанка Марека Бельки получил еженедельник Wprost. Согласно записям, эти чиновники обсуждали планы изменения монетарной политики, если начнет падать рейтинг «Платформы обывательской».

Между тем в другой записи зафиксировано как во время обеда бывший министр финансов республики Ян Ростовский и Сикорский «проклинают» британского премьера Дэвида Кэмерона, с которым Сикорский впервые встретился в Оксфорде, где они учились в колледже.

Но наибольшее недовольство у общественности вызывала одна из последних записей, в которой заместитель премьер-министра по вопросам инфраструктуры Эльжбета Беньковская во время обеда с главой антикоррупционного бюро за счет налогоплательщиков сказала: только идиот может работать меньше чем за 6 тыс. злотых (1460 евро) в месяц, что больше чем вдвое превышает среднюю зарплату в Польше.

Эти записи были обнародованы во время президентской кампании и сцементировали репутацию правящей партии, которая оторвана от обычных поляков.

Поэтому, по-видимому, нет ничего странного в том, что, согласно последнему опросу общественного мнения TNS Polska, «Право и справедливость» поддерживает 32% опрошенных, а «Гражданскую платформу» и движение бывшей рок-звезды Павела Кукиза соответственно 24 и 20 процентов.

«День» обратился к польским экспертам с просьбой прокомментировать «кассетный скандал» и то, какими последствиями это может обернуться для Польши во время парламентских выборов в октябре.

«ЭТИ ОТСТАВКИ ДЕМОНСТРИРУЮТ СИЛУ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»

 Марек СИВЕЦ, экс-вице-президент Европейского парламента, экс-руководитель Бюро национальной безопасности Польши, Варшава:

— Я назвал этот скандал «Эбола», потому что он похож на эпидемию. Если вы начинаете бороться с проблемой слишком поздно, то вряд ли можно надеяться на достижение успеха. Вы ждете, а эпидемия развивается, поэтому у вас возникают серьезные проблемы, чтобы ее остановить. О проблеме с «кассетным скандалом» в Польше было известно год назад. Но правительство заявляло, что ничего не произошло и что это — business as usual. И новым в этом стало то, что неожиданно содержание этих записей было опубликовано. Другими словами, общественность получила к ним доступ. И правительство испугалось, причем не из-за того, что эти фигуранты говорила на записях, что было само по себе скандалом, но из-за того, что все люди начали понимать, о чем там идет речь. Поэтому началась массовая эпидемия. А правительство считало, что это был малозначимый скандал, который в действительности оказалось огромным скандалом. И вот почему в правительстве стали допускать ошибки.

— Можно ли сказать, что здесь важную роль сыграло общественное мнение и правительство, политики начали считаться с ним?

—  Эти отставки демонстрируют силу общественного мнения. В этом скандале существует два параллельных феномена. Первый я бы назвал поствыборным феноменом. Избиратели, которые выступают против «Платформы обывательской», добились успеха — наконец они победили на президентских выборах. И этим они могут гордиться. И вторым феноменом является то, что люди начали думать, что изменения возможны. И для демократии это очень хорошо, хотя не очень хорошо для Польши.

 — Мы знаем, что редактор самой влиятельной в Польше «Газеты Выборчей» Адам Михник предостерегал, что с победой Анджея Дуды наступают темные страницы для Польши?

— Это правда. Но Михник был наивным, считая, что люди очень боятся партии «Право и справедливость». Да, они не любят эту правую партию, но они хотят что-то изменить. И именно поэтому они поддержали Дуду.

Что касается опросов общественного мнения, то они меняются достаточно часто. Конечно, «Платформа обывательская» имеет проблемы, но у нее еще есть власть и она имеет много возможностей, чтобы действовать и исправить ситуацию. Поэтому, мне кажется, то, что произошло вчера, огромные изменения в правительстве, является частью действий «Платформы обывательской».

Не думаю, что к этому скандалу причастная российская рука. К сожалению, мы сами ему способствовали, без помощи России.

Что касается прогноза на октябрьские парламентские выборы, то сегодня рано давать какие-то оценки. Ситуация сейчас не регулирована и нам надо по крайней мере несколько недель, чтобы увидеть, какими будут выводы из этого скандала.

«НАДО ПРИВЕСТИ НОВЫЕ ЛИЦА, КОТОРЫЕ СМОГУТ ЛУЧШЕ КОММУНИЦИРОВАТЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

 Яцек КУХАРЧИК, президент Института общественных дел, Варшава:

— Эва Копач решила, что ей надо уволить всех, кто имел отношение к этому скандалу. И это касается тех людей, которые зафиксированы на записях, разговоры которых вызвали недовольство публики, а также людей, которые отвечали за расследование этого дела и которые за год не смогли прийти к выводам относительно того, что в действительности там произошло. Потому что до сих пор не понятно, кто был за этими записями. Она была очень недовольна тем, что прокуратура допустила утечку документов во время расследования, включая личные данные, которые юридически должны быть защищенными. В итоге сейчас мы наблюдаем перестановки в правительстве.

Из-за непредсказуемой ситуации сегодня трудно делать прогнозы относительно результатов этой партии на октябрьских выборах. С моей точки зрения, то, что сделала Копач, является одним из условий возвращения доверия к партии, но этого недостаточно. Она вынуждена была сделать, иначе это было бы грузом во время избирательной кампании. Но сейчас она должна придать партии позитивные месседжи. Недостаточно уволить непопулярных министров, Копач надо привести новые лица, которые смогут лучше коммуницировать с общественностью. Это вторая часть ее работы. И мы увидим, как она справится с ней. Увольнение министров не решит проблему. Это только половина решения.

— А каких изменений хотят поляки? Ведь именно об изменениях постоянно говорят СМИ, комментируя результаты президентских выборов, да  и новоизбранный президент обещает изменения, но уже после парламентских выборов?

— Да, все говорят об изменениях. Но каждый имеет в виду разные изменения. Поэтому очень сложно сформулировать политику, которая бы реагировала на требования относительно изменений. Для одних это — смена правительства, для других — смена правящей элиты, для третьих — экономические реформы. Для некоторых — изменения означают больше свободного рынка, для других — меньше свободного рынка. Поэтому очень трудно определить эти требования относительно изменений в контексте, как реагировать на них. Поэтому все говорят — нам нужны изменения, но никто не знает в каком направлении.

Что касается замечания Адама Михника о том, что Польшу ждут трудные времена в случае победы Дуды, это справедливое заявление. Если выборы выигрывает еще и партия Качиньского, это будет не очень хорошо для Польши, как для внутренней, так и внешней политики страны. Ведь может быть период очень реакционной политики. Возможно такой, которую венгерский премьер Виктор Орбан внедрил в своей стране: достаточно автократичной, антиевропейской. И это имел в виду Михник, говоря о темных днях для Польши. Но не исключено, что «Право и справедливость» может победить на октябрьских выборах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать