Игры ва-банк
Правящая партия Польши идет в предвыборное наступление
Похоже, что польская правящая партия Союз левицы демократической берет реванш. После громкого плача по поводу отсутствия единого кандидата и заявления основного претендента на президентскую должность от СЛД Влодзимежа Цимошевича об уходе с политической сцены, левые ликуют. Цимошевич передумал — он таки будет баллотироваться на осенних президентских выборах. Но, по его словам, никакую политическую партию представлять не будет. Результат такого поворота более чем весомый — он стал «звездой» последних соцопросов, победив пятерых основных кандидатов во всех категориях. Больше всего его ценят за политическую компетенцию, способность к компромиссу и умение достойно представлять Польшу на мировой арене, что не удивительно — ведь был в свое время и премьером, и министром иностранных дел. Кроме того, на сегодняшний день он для поляков самый симпатичный и самый честный, и уже может рассчитывать на 28% голосов. И что странно — фаворит президентской гонки, мэр Варшавы и лидер партии «Право и Справедливость» Лех Качинский слишком отстал от маршалка, заняв то третью, то четвертую позицию в разных категориях с последним показателем общей приверженности только в 19%.
Левые удовлетворенно потирают руки, президент Александр Квасьневский заявляет, что Цимошевич имеет вполне реальные шансы на победу, поскольку «является опытным и ярким политиком». В свою очередь, Лех Качинский сразу же после заявления Цимошевича засвидетельствовал, что в случае выхода ко второму туру его правого «коллеги» лидера партии «Платформа обывательска» Дональда Туска против Влодзимежа Цимошевича, он обязательно поддержит Туска. Тот, в свою очередь, пообещал то же самое Качинскому. Ситуация развивается довольно прогнозировано — еще до заявления Цимошевича об уходе «на пенсию» соцопросы свидетельствовали о том, что во второй тур выйдет именно он и представитель «правицы». Но тогда это никак не повлияло на его намерение уйти из политики. Почему же Цимошевич таки изменил свое решение?
Официальная версия — по словам самого Цимошевича — из-за чрезвычайного давления на него общественности: его сторонниками было собрано несколько тысяч подписей под его кандидатурой, после того он не мог игнорировать голоса избирателей. Однако вне делегации с подписями, сага о выдвижении Цимошевича тянулась около месяца. Ему писали открытые письма члены «Ординацкой» (общественной организации, объединяющей выпускников Варшавского университета, которую возглавляет депутат Европарламента, бывший глава Бюро национальной безопасности Марек Сивец), его уговаривал сам президент Квасьневский, парламентская группа СЛД, журналисты постоянно переспрашивали, не передумал ли случайно маршалок. И он, в конце концов, таки передумал. Но затяжной шум вокруг всей истории с баллотированием привел к тому, что теперь ее расценивают как удачную политическую игру, которая позволила мгновенно повысить рейтинг хоть и довольно почтенному, но все-таки кандидату от непопулярной партии. «Большинство комментаторов считают, что это именно политическая игра, хорошо подготовленная кампания, — рассказал «Дню» обозреватель журнала «Wprost» Ежи Марек НОВАКОВСКИЙ . — В течение этой кампании кандидат СЛД трактовался как человек, который является чуть ли не спасителем всего левого политического крыла. С самого начала считалось, что Цимошевич будет баллотироваться. Таким образом большинство сегодня утверждает, что отказ, а потом согласие маршалка было сознательным элементом кампании, а не правдивыми колебаниями Цимошевича. Речь шла о сознательной презентации кандидата перед избирателями как человека, который не хочет идти на выборы, но вынужден».
Итак рейтинг Цимошевича — результат удачно прокрученной политической технологии. В этом смысле его заявление о том, что он не является кандидатом ни от одной партии, является довольно удачным ходом, который, однако, после последних крутых поворотов не вызывает доверия. Цимошевич слишком тесно связан с СЛД, некоторые польские журналисты называют его «мавром левицы», который незаменим в тяжелые периоды и ненужен во времена благоденствия. «Вполне очевидно, что Влодзимеж Цимошевич является кандидатом от СЛД, — утверждает господин Новаковский. — Каждый, кто имеет желание взглянуть на список членов его избирательного комитета, увидит выразительное большинство в нем представителей СЛД. Только две или три фамилии выпадают из контекста, но остальные — это люди, имеющие «левое» прошлое, они бывшие представители Коммунистической партии. Понятно, господин Цимошевич хочет дистанциироваться от СЛД, но следует помнить, что он именно как представитель этой партии является маршалком Сейма, как представитель этой же партии был премьером, вице-премьером, был и является кандидатом в президенты — это человек, принадлежность которого к СЛД более чем очевидна». По мнению господина Новаковского, после первой волны заинтересованности поляки все-таки увидят, что Цимошевич — кандидат той же когорты, которая сейчас имеет непосредственное отношение к польской политике. Хотя многие поляки могут и поверить в заявления маршалка: «В отличие от человека политически осведомленного, человек, который не следит за новостями, не читает газет, безоговорочно ему поверит», — утверждает господин Новаковский.
Главной «изюминкой» избирательного комитета Цимошевича является его руководитель — им стала жена президента Польши Йоланта Квасьневска, которая чрезвычайно популярна среди поляков. Поэтому Цимошевич может удачно разыграть козырную карту — кроме благотворительной деятельности, госпожа Квасьневска известна глубокой набожностью, таким образом в кампании Цимошевича важная для поляков религиозность удачно нейтрализует атеизм левицы. Однако есть и другие причины привлечения жены президента к избирательным делам. По мнению господина Новаковского, «то, что Йоланта Квасьневска стала председателем избирательного комитета Влодзимежа Цимошевича значит, что он хочет представить себя непосредственным преемником президента Квасьневского и рассчитывает на то, что популярность президента и его жены обеспечит ему часть той поддержки, которую имеет президент Квасьневский. В этом смысле ее присутствие в избирательном комитете Цимошевича действительно может иметь неплохие результаты».
Однако сможет ли Влодзимеж Цимошевич удержаться на вершине рейтингов и получить победу на президентских выборах? Ему довольно трудно будет вести «сверхпартийную» кампанию. Как только люди увидят в нем человека СЛД, может произойти смена лидера. Те же самые соцопросы свидетельствуют, что свои «пять минут славы» имели и Лех Качинский (когда весной он объявил о намерении баллотироваться, его рейтинг подскочил на 10%), и профессор- кардиохирург Збигнев Релига — лидер нескольких опросов в июне. «Цимошевич действительно может долго удерживаться во главе рейтингов, но вопрос в том, выдержит ли он испытание вторым туром», — подчеркивает господин Новаковский. Цимошевич, скорее всего, таки выйдет ко второму туру против кандидата «правицы». Однако, по мнению господина Новаковского, «возможности завоевать правый электорат у Цимошевича небольшие. Он имеет значительно меньше шансов на победу, чем основной кандидат «правицы» Лех Качинский».
Выпуск газеты №:
№118, (2005)Section
День Планеты