Ильич над картой Украины
Когда я смотрю по телевизору кадры встречи президента России Владимира Путина с очередным, ищущим его поддержки, постсоветским политиком, я всегда вспоминаю чудесное полотно советских времен — «Ильич над картой Украины». На этом полотне Ленин величественный-величественный, карта большая-большая, а Украина какая-то маленькая: никуда она от нас не денется…
Вот Путин встретился в Кремле с известным латвийским политиком, лидером парламентской фракции блока «За права человека в единой Латвии» Янисом Юркансом. Для российского или украинского телезрителя или читателя, узнавшего об этой встрече, она — не более чем очередное протокольное мероприятие с участием российского президента. Для маленькой Латвии это — событие совсем иного порядка. Когда российский президент за две недели до парламентских выборов в этой стране встречается с лидером предвыборного объединения, известного, кстати, участием в нем не только Юрканса, но и последнего лидера коммунистов Латвийской ССР Альфредса Рубикса, для латвийского общества это — прямое указание на то, кому симпатизирует Россия, с кем она хочет разговаривать и за кого советует проголосовать русскоязычным гражданам Латвии. Потому что в политике случайностей не бывает и ясно, что Янис Юрканс приехал в Москву за две недели до выборов не просто так и что получить аудиенцию у Путина — это совсем не то же самое, что сходить в Думу или в Большой театр.
Подобный предвыборный прием применяется в Москве не первый год. Собственно, все началось с российских выборов, когда популярный премьер-министр встречался с лидерами «Единства» и СПС, помогая им получить расположение избирателя. И в этом случае косвенное участие Путина в предвыборной кампании было вполне оправданным: по крайней мере, оно стало одной из предпосылок контроля президентской администрацией над новой Думой. Но потом, похоже, в Кремле решили, что популярность президента следует использовать на всем постсоветском пространстве. Путин был активным участником украинских парламентских выборов — причем встречался он, напомню, не только с прибывшим в Москву по приглашению Александра Волошина главой украинской президентской Администрации и блока «Единая Украина» Владимиром Литвином, но и с гостем Геннадия Зюганова — лидером украинских коммунистов Петром Симоненко. И что же? Избранники России, во-первых, отнюдь не спешат лоббировать российские интересы, а во-вторых, непримиримо враждуют между собой: одни строят палаточные городки, другие посылают в эти городки ОМОН…
Теперь вот выборы в Латвии. В украинском случае речь шла хотя бы о поддержке крупных предвыборных объединений. Фракция Юрканса вряд ли может рассчитывать на участие в новом латвийском правительстве и на серьезное влияние на происходящее на латвийской политической сцене. Даже заинтересованные в России латвийские политики и бизнесмены — как латыши, так и русские — поддерживают другие политические силы. Но встречей с Юркансом Путин оказал самому себе настоящую медвежью услугу, продемонстрировав, что Москва в своих отношениях с соседней страной, которая уже завтра станет членом НАТО, а послезавтра ЕС хотела бы делать ставку именно на этнический фактор…
Конечно же, российский президент ни к чему такому не стремился. Он смотрит телевизор, читает мониторинги и знает, как он потрясающе популярен и как может одним только рукопожатием изменить настроение даже заграничного электората. Беда только в том, что в других странах смотрят другие телеканалы, читают другие газеты и делают другие выводы из российского политического протокола…
Выпуск газеты №:
№173, (2002)Section
День Планеты