«Индийское чудо»
Дели берет курс на реформы
Индия — развивающаяся страна с быстрыми темпами экономического развития и великолепным динамизмом в секторе информационых технологий. В то же самое время в ней живут 300 миллионов самых бедных людей в мире. На последних майских выборах в парламент правящая коалиция потерпела поражение. Урок был ясен: необходимо обратить внимание на решение проблемы бедности в сельской местности. Новое правительство в связи с этим разработало соответствующую программу, которую можно назвать уникальной в истории Индии.
Новое правительство Индии — истинная «команда мечты», которая ставит своей целью экономическое и социальное развитие. Премьер-министр Манмохан Сингх — один из ведущих экономистов в мире. Именно Сингх, занимая в 1991 году пост министра финансов, начал рыночные реформы в Индии. Он отменил существовавшие десятилетиями неэффективные и безрезультатные правительственные ограничения на торговлю, инвестиции и предпринимательство, положив начало самому быстрому в истории Индии экономическому росту.
После назначения на должность премьер-министра Сингх ввел в правительство опытную и известную в международном масштабе команду, включая министра финансов Чайдамбарама и доктора Монтека Сингха Ахлууалиа. Когда прежнее правительство проиграло выборы, существовали опасения, что Сингх будет зажат в тиски партнерами левой коалиции, которые могли потребовать отмены рыночных преобразований за свое участие в новой правящей коалиции. Бюджет Чайдамбарама на 2004/2005 годы развеял все эти опасения. Этот документ — блестящий урок экономического развития, он показывает, как объединить предельно быстрый переход к рыночным реформам с крайне необходимым вниманием к бедности. Этот бюджет — образец для всех развивающихся стран.
В его основе — осознание того, что сокращение бедности требует и быстрого экономического роста, и целевых инвестиций, направленных на самых бедных. Быстрый экономический рост должен основываться на частном секторе, включая прямые иностранные инвестиции. Таким образом бюджет поддерживает критические области рыночных реформ и активацию роста, включая меры, направленные на углубление финансового сектора, стимуляцию экспорта и снятие ограничений на прямые иностранные инвестиции.
Ключевым, однако, является то, что бюджет не основывается только на «стекающей» экономике, чтобы поднять жизненный уровень. Другой принцип сокращения бедности — целевые инвестиции, направленные на бедных, особенно на бедных в сельской местности. Этот подход обязывает правительство Индии и власть на местах создать гарантии того, что все граждане страны, включая самых бедных, будут иметь доступ к основным инвестициям на социальные нужды, включающие здравоохранение, пищу и обучение, и к основной инфраструктуре, включающей электричество, информацию и коммуникационные технологии. В каждой деревне в течение нескольких следующих лет необходимо поднять экономику и снабдить ее основными инструментами, необходимыми для того, чтобы она стала экономически производительной.
Масштаб проблемы огромен. В этой обширной стране с населением около одного миллиарда граждан существует приблизительно 600 тысяч деревень. Деревни, расположенные вдалеке от главных портов и городов, обычно более бедные и менее «воодушевлены» недавним экономическим ростом. Правительство намеревается развить в этих деревнях основную инфраструктуру и услуги, которые им необходимы для экономического подъема. Правительственные программы — не простые популистские обещания. Бюджет требует, чтобы дополнительный налог на доходы помогал платить за увеличившиеся расходы на социальные нужды.
Уроком для других развивающихся стран должно быть то, что расходы на здоровье бедных, образование, питьевую воду, электричество — это серьезные и продуктивные инвестиции. Обучить ребенка может стоить дорого, но гораздо дороже для общества оставить ребенка без образования. Необразованные дети будут бременем для своего общества в течение многих грядущих десятилетий. Намного более рационально потратить немного больше средств на несколько лет обучения сейчас, чем десятилетиями сталкиваться с социальными затратами из-за необразованности взрослых рабочих!
Но даже Индия с ее растущей экономикой не может позволить себе такие инвестиции из национальных ресурсов. Индия будет нуждаться в некоторой помощи, по крайней мере, временно, от более богатых стран и международных организаций, таких как Всемирный банк и Азиатский банк развития. Богатый мир не должен быть жадным в своей помощи Индии. Обеспечивая сейчас помощь в несколько миллиардов долларов в год, мир, делающий пожертвования, гарантировал бы себе преуспевающего, демократического и устойчивого партнера в лице Индии в течение многих десятилетий. Другими словами, настало время для стран- доноров помочь государствам, намеренным проводить реформы. Это касается как Индии, так и африканских стран, которые настроены на экономическое развитие.
Джеффри Д. САКС — профессор экономики и директор Института земли в Колумбийском университете.
Выпуск газеты №:
№136, (2004)Section
День Планеты