«Ирак готов не воевать, а защищаться», —
заверяет посол Музхер АЛЬ-ДУРИ![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030125/414-3-1_0.jpg)
— Готов ли Ирак к войне?
— Ирак всегда выступал против войны. Это самое страшное преступление в жизни. Ирак пережил восемь лет войны с Ираном. Что мы имели в результате? Мы потеряли самых близких и дорогих себе людей. Ирак не шел в Кувейт, чтобы убивать людей. Война была, когда США скинули на Ирак 134 тысячи тонн бомб, 3800 самолетов бомбили нашу страну целые сутки. Штаты находятся от нас за несколько тысяч километров. Почему они к нам приехали? Что мы им сделали плохого? Атаковали, убили кого- нибудь? Отобрали у них территорию? Говорят, Ирак угрожает США. Да неужели? Это смешно. Чем мы можем им угрожать? Нашими самолетами, ракетами? Они каждый день осуществляют удары на севере и юге Ирака. Гибнет мирное население. Представьте, если кто-нибудь придет в ваш дом и заявит, чтобы вы выгнали из него отца. Мы готовы не воевать, а защищать свою родину.
— Думаете, Соединенные Штаты все-таки атакуют Ирак?
— Мой ответ — да. В Залив перебрасываются все новые и новые войска. В регионе размещены американские корабли, самолеты. Но Ирак готов защищаться. Иракская армия — это целый народ, который насчитывает 22 миллиона человек. Даже ребенок станет на защиту своей родины. Мы никогда не рассматривали ни одну страну как своего врага. Не рассматриваем так и американский народ, который проводит многотысячные демонстрации против войны в Ираке. Совсем другое дело администрация США, американская политика.
— Предполагается, что, перебрасывая войска в Залив, США пытаются просто загнать в угол Саддама Хусейна, чтобы он в конце концов отказался от власти...
— Саддам Хусейн никого не боится. Прочитайте его биографию и поймете, насколько это смелый человек. В Америке на всех уровнях власти заявляли неоднократно, что международные инспектора ООН ничего в Ираке не найдут. В Вашингтоне отлично знают, что никакого оружия массового уничтожения у нас нет. Ирак об этом также знает. Все знают. Багдад даже предложил, если в распоряжении ЦРУ есть подобные доказательства, пускай приезжают в Ирак. Мы готовы прислать официальное приглашение, мы готовы соблюдать все резолюции ООН, касающиеся нашей страны. Только если они не найдут это вооружение, то откуда его найдем мы? Ирак готов потерпеть и сотрудничать с инспекторами столько, сколько необходимо.
— В некоторой степени от присутствия инспекторов в Ираке зависит мир в регионе Персидского залива. Багдад не будет обращаться к СБ ООН для продления их работы?
— Нет, мы не будем. На этой неделе в Багдаде состоялась встреча главы инспекторов ООН Ханса Бликса и генерального директора Международного агентства по атомной энергии Мухаммеда аль- Барадея с иракским руководством, по итогам которой был подписан документ о сотрудничестве Ирака и инспекторов. Мы не возражаем против их работы. Пускай работают столько, сколько захотят. Но, конечно, ожидать бесконечно мы также не можем.
— Как в Багдаде оценивают работу инспекторов?
— Мы полностью для них открыты, никаких ограничений. Для них не запрещается посещать ни заводы, ни официальные здания, ни президентские дворцы. Они проводят проверки даже в частных домах. Проверяют все и всех. Недавно была проведена проверка личного дома одного иракского ученого. Ничего не найдя, инспектора предложили бесплатное лечение для его жены за границей в обмен на информацию. Ученый сразу появился перед прессою и все рассказал: инспектора предложили ему предать свою родину. Разве в этом заключается их работа?
— Намекаете, инспектора действуют по указке США?
— Мы ни в чем их не обвиняем, но и не понимаем подобных методов работы.
— По вашему мнению, почему Вашингтон стремится сменить власть в Ираке?
— Об этом лучше спросить у Буша. Но хочу подчеркнуть, что только иракский народ должен решать, кому быть их лидером. Это внутреннее дело Ирака. История не знает ни одного случая, чтобы в стране назначали лидера из-за границы и его желал видеть у власти народ. Народ не поддерживает такого руководителя долго. Даже Украина может быть тому доказательством. Ваша страна раньше входила в состав Советского Союза. Что случилось спустя время?
— Но какой интерес у США — нефть, влияние?
— Конечно, из-за нефти.
— Соединенным Штатам не хватает нефти?
— Ну почему не хватает... Они хотят, чтобы все рычаги в этой сфере находились у них. Главная задача американцев — создание в этой сфере монополии. Цель США не только в Ираке, но полностью в нашем регионе. Для них важны страны всего Персидского залива из-за нефти.
— Многие утверждают, что дипломаты из арабских стран давно уже предлагали Саддаму Хусейну покинуть страну, чтобы не доводить дело до войны.
— Такое может сказать своему лидеру только народ. Все это американская пропаганда. Кто мог подобное предложить Саддаму Хусейну? Никто не посмел бы этого предложить. Народ и только народ может решать, кому быть у власти.
— У народа Ирака есть выбор?
— А как Саддам Хусейн пришел к власти? Его же два раза переизбирали на референдуме. То же относится и к нашему парламенту — Национальному совету. У нас избираются депутаты и в местные, и в центральные органы власти. Как развиваться Ираку, у нас решает не власть, а народ. Несмотря на нелегкие времена, мы пришли к демократии. В прошлом году в Ираке состоялся президентский референдум, на котором в качестве наблюдателей присутствовали украинские депутаты. Даже из Штатов приезжали наблюдатели.
— Но как раз на референдуме речь не шла о выборе, а — о продлении срока Саддаму Хусейну...
— Такая практика во всех арабских странах.
— И это демократия?
— Народ Ирака считает, что Саддам Хусейн наш лидер. Мы так думаем, мы так чувствуем.
— Что будет с человеком, который скажет, что Саддам не его лидер?
— Такое было. Но в этот раз, учитывая, что Америка хочет захватить Ирак, все голосовали против Америки, за Саддама Хусейна. Иракский народ отводит ему особое место.
— Может, это еще и страх перед Хусейном?
— Можете слетать в Ирак и спросить у любого, как он относится к своему президенту. Можете поехать в любой уголок страны и спросить: «Любите ли вы Саддама Хусейна?». Ответ будет везде положительный.
— Какие страны Ирак относит к своим союзникам?
— Все честные люди в мире с Ираком. Мы не хотим создавать военный фронт. Даже в Америке сейчас много людей, выступающих против войны. Лейбористская партия Тони Блэра тоже против войны. Всех мирных людей, всех политиков, выступающих против войны, мы относим к своим союзникам. Каждое официальное лицо, которое нам скажет, пускай даже неофициально, что он против войны, то это наш друг. Весь арабский народ с нами. Весь исламский народ с нами. С нами украинский народ.
— Украинские политики общались «неофициально» в последнее время с иракским руководством?
— А зачем? Я здесь. Мы открыты для всех, нет у нас никаких секретов. Мы прекрасно осведомлены об официальной позиции Украины. Киев выступает против войны. Если кто-то из Украины желает прибыть с официальным визитом в Ирак (с политическим, экономическим, общественным, культурным), мы скажем только: «Добро пожаловать!».
— Ваша точка зрения на оценки в западной прессе относительно контактов Украины с Ираком?
— Кому-то невыгодны наши отношения. Их хотят испортить. Все это пропаганда Америки, усилия которой направлены против Ирака. С другой стороны, они стремятся достичь определенных целей внутри Украины. Особенно — против Президента Леонида Кучмы. Такое впечатление складывается, что скоро Соединенные Штаты будут у нас спрашивать, почему мы кушаем хлеб, привезенный из Украины. Иракский рынок очень выгоден для Украины в то время, когда западные рынки закрыты. Товарооборот между нашими странами уже достиг $300 млн. К тому же, у Ирака есть деньги. Хотят или не хотят американцы, но нынешняя ситуация не может продолжаться бесконечно.
Выпуск газеты №:
№14, (2003)Section
День Планеты