Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Иран — третья сила

10 октября, 00:00

Тегеран, у которого до сих пор были проблемы с Западом, в частности, из-за обвинений в нарушении прав человека, и который, казалось бы, мог присоединиться к антитеррористической коалиции в обмен на прощение Вашингтоном своих «грехов», занял позицию «третьей силы», которая бросает вызов принципу президента США Джорджа Буша: «Кто не с нами, тот с террористами». Тегеран осудил как террористические атаки в Соединенных Штатах, так и бомбардировку Афганистана американской и британской авиацией. Однако следует оговорить, что речь идет о Тегеране политическом. А в целом реакция «третьей силы» имеет также тройственный характер.

Министр иностранных дел Ирана Камал Каррази после начала авиаударов по Афганистану выступил с достаточно сдержанным заявлением, в котором назвал военную кампанию против талибов «неприемлемой», ведь не определен ее срок, конкретная цель, и она может привести к многочисленным жертвам среди мирного населения. В то же время иранское духовенство было значительно более категоричным. «Смерть Америке! Смерть Израилю!», — раздавались возгласы на собрании улемов, где выступил духовный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи. Реакцию населения Ирана на бомбардировку Афганистана газета «Вашингтон пост» называет «приглушенной». До сих пор ни в Тегеране, ни в провинции не состоялось ни одного значительного митинга. В Иране уже долгое время находится более миллиона афганских беженцев и их количество отныне будет увеличиваться. Позицию Ирана «Дню» прокомментировал доцент кафедры внешней политики и международного права Дипломатической академии при МИД Украины Иван МАЙДАН:

— Отношения Ирана с соседним Афганистаном менялись. Во время правления короля Захир Шаха Тегеран предоставлял Кабулу помощь; добрые отношения двух стран во времена президента Афганистана Раббани значительно ухудшились с приходом к власти движения Талибан. В частности, потому что Иран, в котором преобладает ислам шиитского направления, заинтересован в распространении шиизма и в соседней стране. А религиозные взгляды Талибана в Тегеране не нашли поддержки. Сейчас Иран может оказать помощь Северному альянсу, приход к власти которого в известной степени отвечал бы интересам Тегерана. Поддержка в первую очередь может заключаться в поставках из Ирана горючего, без которого Северный альянс просто не сможет воевать. Говорить об экономической заинтересованности Ирана в Афганистане — абсолютно разрушенной стране — очень сложно. В данной ситуации Тегеран занял позицию, естественную для исламской страны — жизнь мирного населения также исламского, к тому же соседнего, государства, должна быть превыше всего.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать