Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Иранский Горбачев» опять у власти

12 июня, 00:00

Западные источники трактуют Хатами как нового за последние 20 лет человека в иранском политикуме, который пытается хоть и несмело, но отходить от религиозных догм. Хатами приписывается также несвойственное послереволюционным лидерам Ирана дипломатическое мастерство, поскольку именно на его президентство пришлось потепление отношений Тегерана с Лондоном, Парижем и Берлином. Именно Хатами стал инициатором идеи провозглашения 21-го столетия веком диалога цивилизаций, одобренной на Генеральной Ассамблее ООН. Именно Хатами, которого часто сравнивают с последним президентом СССР Михаилом Горбачевым, удалось заставить Вашингтон задуматься над целесообразностью сохранения режима санкций. Ожидается, что через два года администрация Джорджа Буша пересмотрит режим ограничений относительно Ирана.

Несмотря на возлагаемые на Вашингтон большие надежды, здесь все еще с подозрением относятся к искренности американских намерений. В Тегеране в частности склонны считать, что акцентирование американскими СМИ внимания на реформаторстве Хатами и консерватизме значительной массы иранского духовенства во главе с аятоллой Хаменеи ставит целью расколоть общество страны. Протесты иранского студенчества, которое в июле 1999 года требовало больших свобод и отставки некоторых консервативных министров, Тегеран рассматривает фактически как провокацию американцев, а не реальную потребность страны в изменениях. То же, что Вашингтон наконец начал задумываться над отменой санкций против Ирана и установлением дипломатических отношений со страной, в Тегеране считают проявлением американского прагматизма. Иран с каждым годом приобретает все больший вес в среднеазиатском регионе и в мире, игнорирование этого факта Штатами можно было бы расценивать уже просто как недальновидность. Впрочем, Иран всегда подчеркивает, что политическое поведение США не вызывает доверия, поскольку эта страна по-старому следует линии, отраженной в формуле «вражда на деле, перемирие на словах».

Правда, разногласия на иранской политической арене все-таки существуют. Возможно, не большие, чем в любой другой стране. И, возможно, на Западе зря подчеркивают антагонизм консерватизма и реформаторства в Иране. Впрочем, только официальный Тегеран может не заметить, что при действующем президенте страны на ключевых министерских должностях находятся политики, фактически не подконтрольные главе государства. Это в частности касается оборонного ведомства, юстиции и внутренних дел. Ожидается, что после второй победы Хатами на выборах в течение следующих двух недель, когда будет формироваться новое правительство Ирана, это «неудобство» будет устранено. В своем победном обращении к народу Хатами заявил, что такой результат голосования наконец открыл дорогу свободе слова и критике. Духовный лидер иранцев Хаменеи в то же время призвал критиков президента «избегать поведения, которое может повредить национальному единству».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать