Исламский фронт Путина
Эксперт: На Кавказ будет возвращаться часть людей, которые воюют в Ираке и Сирии![](/sites/default/files/main/articles/05122014/3chechnya.jpg)
Вчера в Грозном целый день продолжалась силовая операция против вооруженных людей, которые проникли в город накануне ночью. По разным сообщениям, на момент подготовки номера в ходе спецоперации погибло 10 силовиков и до 20 были ранены. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на источник в силовых структурах, был ранен, в частности, командир чеченского ОМОНа.
Между тем, по данным источника ТАСС в российском Минздраве, в результате спецоперации ранен 21 человек и четверо погибли. При этом не уточняется, пострадали гражданские лица или участники спецоперации.
Самое интересное, что чеченский лидер Рамзан Кадыров вчера ранним утром сообщил в Instagram о том, что «операция по уничтожению бандитов вступает в завершающую фазу», а в Доме печати убито семь боевиков, которые «планировали совершить в городе крупные теракты». Действительно, в сети можно увидеть видео, на котором горит это здание.
По словам Кадырова, приняты все меры для того, чтобы не пострадали мирные граждане. В здании Дома печати гражданских лиц нет, люди выведены, подчеркнул глава Чечни. «Полностью в городе обстановка спокойная, машины ездят по всему городу, за исключением радиуса вокруг Дома печати, оцепленного участниками операции», — отметил глава Чечни и после этого оправился в Москву слушать послание Путина.
А спецоперация и до конца дня так и не вошла в «завершающуюся фазу». В Грозном горят дома, в воздухе появились боевые вертолеты.
Ответственность за нападение на Грозный, пишет Интерфакс, взяли на себя боевики из группировки «Имарат Кавказ», которые опубликовали в Интернете соответствующее видеообращение. Как сообщает Радиостанция «Эхо Москвы», участники атаки на столицу Чечни называют свои действия «актом возмездия» и «шахидской операцией». В обращении говорится, что целью атаки является месть за то, «что представители власти позволили себе дотрагиваться до девушек в хиджабах».
Очевидно, речь идет о недавнем указании чеченского лидера Рамзана Кадырова проверять на улицах подозрительных женщин в хиджабах.
«День» обратился к председателю программы «Религия, общество и безопасность» в московском Центре Карнеги Алексею МАЛАШЕНКО с просьбой прокомментировать происходящую в Грозном спецоперацию и каких последствий следует ожидать для Кавказа.
— Пока непонятно, связанно ли это каким то образом с Исламским Государством. Будут ли эти связи обнаруживаться или нет. Или это все самодеятельность «Имарата Кавказа». Это первое. Второе — будет ли это единичная акция, либо пойдут волны по всему Северному Кавказу? Это тоже очень важно, поскольку напряженность сохраняется во всем регионе, в том числе в Дагестане. И в третьих, выясняется, что в той же самой Чечне боевики то уцелели, несмотря на то, что Рамзан очень долго говорил, а сейчас сидит и Путина. А как он себя будет дальше вести, потому что это серьезно. По разным данным от ста до трехсот боевиков, прекрасно вооруженных. Фактически это похоже на то, что в свое время боевики захватили треть города. Это меняет ситуацию во всем регионе.
Силы есть, возможности есть, средства есть. Есть внезапность, хотя Рамзан говорил, что они к этому готовились. Во всяком случае, будет очень важно, что мы получим дальше, будет ли какое-то продолжение, причем не только в Грозном, но и по всему Северному Кавказу. Во всяком случае, там люди есть, которые готовы вот так воевать.
— А на диалог с ними власти не идут?
— Да, там не о чем сейчас говорить. Они вообще сказали, что поводом к этому послужило неуважительное отношение к женщинам. Вы знаете, это смешно. Из-за женщин с подствольниками и гранатометами в таком количестве? Знаете, нет. И я даже думаю, что они, конечно, хотели показать Рамзану, что вот они такие сильные... Но мне почему-то кажется, что за этим стоит другая сила — Исламского государства. Тем более, что те пообещали что-то устроить.
— И какие выводы можно сделать из всего этого?
— Информация самая разная идет. Но то, что это произошло в таких масштабах, говорит о многом.
— Может, это в том числе сигнал Путину, поскольку нападение случилось за считанные часы перед его посланием нации...
— Мне уже предлагали такую версию комментировать. Но сам Рамзан говорит, что это должно было быть 12 декабря. Я не думаю, что для них такой важности имело путинское выступление. Если бы так, то они бы и это сказали. Чего собственно таинствовать, каких-то женщин приплетать. Эта акция не связана с конкретным выступлением. Заявление было бы сразу.
— Так все-таки это локальный эпизод или следует ожидать новых подобных акций?
— При нынешней ситуации на Ближнем Востоке и мусульманском мире такого рода локальные эпизоды вписываются в общую картину. Повсюду все локально, но когда на карту посмотришь, то вроде как бы некая солидарность, не скажу даже взаимодействие — везде можем.
— Может ли это как-то повлиять на политику Путина?
— Да никак. Как было, так и будет. Только будет еще больше отдаваться предпочтение силовым методам. Это наверняка аукнется по всему Кавказу. Сейчас будут там прижимать тех, кто остался, — из числа оппозиции. Туда, на Кавказ, между прочим, будет возвращаться часть тех людей, которые воюют в Ираке и Сирии. Так что это очень плохой симптом.
Выпуск газеты №:
№229, (2014)Section
День Планеты