Испытание Аджарией

Через три дня после президентских выборов в Грузии, состоявшихся 4 января, власти Аджарской Автономной Республики заявили о возобновлении действия чрезвычайного положения и вновь перекрыли административные границы региона. Параллельно правоохранительные органы автономии приступили к арестам активистов молодежного движения «Кмара» («Довольно!»). После президентских выборов члены этой организации начали активно выступать против главы автономии Аслана Абашидзе. Как сообщает интернет-журнал Civil.ge, к акциям протеста против аджарского руководства готовятся также представители созданного месяц назад народного движения «Наша Аджария».
Центральные власти Грузии пока воздерживаются от резких шагов по отношению к Аджарии. Проведение президентских выборов на территории автономии стало возможным после того, как с Асланом Абашидзе провели интенсивные переговоры Нино Бурджанадзе, Зураб Жвания и посол США в Грузии Ричард Майлз. Именно после переговоров с Майлзом Абашидзе согласился провести выборы в автономии 4 января. До этого он настаивал на переносе голосования на более поздний срок.
Действия Аслана Абашидзе, занявшего особую позицию в отношении новых грузинских властей и встречавшегося в Москве с руководством России, заставили многих экспертов предрекать развал Грузии, заявляя, что Аджария последует примеру Абхазии и Южной Осетии. Однако, как заявил корреспонденту «Дня» официальный представитель Аджарской автономии в Тбилиси Гамлет Чипашвили, «слова о том, что Аджария собирается выйти из состава Грузии — это просто бред».
«Аджарская проблема» сегодня, в первую очередь, связана с Асланом Абашидзе. Удастся ли ему сохранить при новой власти то положение, которое он занимал при Эдуарде Шеварднадзе? Многие считают, что нет. В годы президентства Шеварднадзе Абашидзе лишь несколько раз приезжал в Тбилиси — гораздо чаще президент Грузии отправлялся для консультаций в Батуми. Возглавляемую аджарским лидером партию «Агордзинеба» («Возрождение») некоторые эксперты называли оппозиционной, однако на самом деле она часто становилась рычагом обеспечения интересов правящего режима. На парламентских выборах 2 ноября «Агордзинеба», согласно официальным данным, получила неожиданно большое число голосов (за счет итогов голосования в Аджарии), сильно потеснив позиции «Единого национального движения» Михаила Саакашвили и блока «Бурджанадзе — Демократы».
Аслан Абашидзе давно возглавляет автономную республику — ее руководителем он стал при Звиаде Гамсахурдиа. Главный залог авторитета аджарского лидера у себя дома — то, что в начале 90-х автономия осталась в стороне от гражданской войны. Абашидзе практически наследный правитель — его дед Мемед Абашидзе, известный политический деятель начала ХХ века, был председателем первого парламента Аджарии. Традиция наследственности в автономии продолжается — сын Абашидзе (которого в Грузии считают виновным в криминале) занимает пост мэра Батуми.
Аслан Абашидзе давно поддерживает активные отношения с российским руководством. Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодиа говорит, что «Абашидзе является главным проводником российского влияния в Грузии». Как известно, особую специфику отношениям Аджарии с центром придает расположение в Батуми российской военной базы.
По словам Гамлета Чипашвили, «несмотря на очень теплые отношения Аслана Абашидзе с российскими политиками, россияне только начали вкладывать средства в аджарскую экономику». «Строительство жилищного комплекса в Батуми — единственное, что было сделано за последние десять лет», — говорит господин Чипашвили.
Введение Россией альтернативного визового режима для жителей Аджарской автономии, вызвавшее негативную реакцию Тбилиси, Гамлет Чипашвили прокомментировал так: «Представьте себе, что аджарцы, желающие получить российскую визу, должны были проехать 400 км до Тбилиси, отстоять огромную очередь в консульстве, платить за гостиницу, да и за визу тоже. На протяжении четырех лет мы не раз предлагали, чтобы визы аджарцам выдавали на месте сотрудники консульства Российской Федерации в Тбилиси, приезжающие по выходным в Батуми по служебным делам. Однако российская сторона в конце концов решила выдавать визы в аэропорту. С моей точки зрения, предлагавшийся ранее вариант был бы более оптимальным, но решение принимала Россия».
Проблемы в отношениях Аджарии с центром связаны не только с личностью Аслана Абашидзе и российским фактором. «В грузинской Конституции ничего не сказано об устройстве государства. Мы не знаем, унитарное, федеративное или конфедеративное государство строим, — говорит Гамлет Чипашвили. — У сегодняшнего руководства страны есть намерения структурировать отношения между центром и регионами, но время не терпит. По нынешней Конституции президент практически является императором с неограниченной властью. Обязательно нужна политическая реформа, необходимо ввести кабинет министров, начать децентрализацию власти».
Экономические проблемы также осложняют отношения Батуми и Тбилиси. «Необходимо решить фискальный вопрос: какая часть полученных доходов идет в центр, какая остается в Аджарии. Когда мы увидели, что центр не собирается возвращать положенные автономии средства, перестали перечислять деньги в Тбилиси. Сегодня долг центра автономии составляет более 160 миллионов лари (около $75 млн.). Мы знаем, что Тбилиси не сможет сразу выплатить этот долг, так как в центральном бюджете — ни копейки. Но надо хотя бы признать существование задолженности, можно использовать систему взаимозачетов», — говорит Гамлет Чипашвили.
По его словам, Аджария с 1995 года неоднократно ставила вопрос о создании свободной экономической зоны на территории батумского морского порта. «Но Шеварднадзе был против этого проекта, — объяснил Гамлет Чипашвили. — В Тбилиси считали, что свободная экономическая зона обернется сепаратизмом, что экономика будет неуправляема. А ведь у нас экономика и так неуправляема, если она вообще существует. В 2003 году мы снова вернулись к этому вопросу, совместно с китайскими специалистами создали новый проект. Но парламент отклонил его в первом же чтении. А президент до этого обещал в любом случае наложить вето».
Всего, по словам Гамлета Чипашвили, сегодня Аджарская автономия хочет урегулировать с центром 168 проблемных вопросов. Речь идет, в частности, о берегоукрепительных работах в районе между пограничным пунктом Сарпи и Кобулети. (По расчетам специалистов, через пять лет море унесет 1500 гектаров). Также Аджария хочет, чтобы центр принял участие в финансировании уже завершающегося строительства тоннелей на дороге Батуми — Кобулети, которое велось на средства местного бюджета.
Будут ли новые грузинские власти договариваться с Асланом Абашидзе или захотят, чтобы оппозиционные движения в Аджарии добились его ухода? Сумеют ли эффективно разделить полномочия между центром и регионами? Смогут ли решить экономические проблемы в отношениях с автономией? Ситуация с Аджарией сегодня является серьезным вызовом для президента Грузии Михаила Саакашвили и его команды.
Выпуск газеты №:
№2, (2004)Section
День Планеты