Исторические территориальные претензии
Почему Румыния настаивает на незаконности передачи Украине острова Змеиный?2 сентября начались устные слушания по делу «Делимитация морских пространств в Черном море (Румыния против Украины)». Румыния, как истец по делу, выступает первой. Первый день устных слушаний открыл уполномоченный Румынии в Международном Суде ООН, Генеральный Директор МИД Румынии Богдан Ауреску. Как и ожидалось, его речь носила не столько международно-правовой, сколько политико-исторический характер. Была насыщена откровенными историческими перекручиваниями и содержала положения, которые можно назвать скрытыми территориальными претензиями к Украине. В частности, им было сделано ударение на «волюнтаристском» установлении СССР государственной границы с Румынией в дельте Дуная, «незаконном» акте передачи острова Змеиный Советскому Союзу и на «несправедливых» последствиях, которые это событие имело для Румынии во время делимитации территориальных морей сторон, и позже, в ходе переговорных процессов по делимитации других морских пространств. Утверждение об оккупации Советским Союзом Румынии, несправедливость результатов послевоенного урегулирования для Румынии, силовых методов Советского Союза при установлении границы с Румынией, а также стремления Румынии, чтобы эта «историческая несправедливость» не потянула за собой еще более несправедливых последствий для Румынии при делимитации КШ и СЭЗ, проходили красной линией через всю речь румынского уполномоченного. Господин Ауреску обвинил украинскую сторону в несоответствующем исполнении обязательств в соответствии с положениями договора об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией и дополнительного соглашения. По его словам, справедливое разрешение проблемы делимитации невозможно в условиях продолжения «несправедливости» относительно Румынии, совершенной в прошлом.
Но о какой справедливости может идти речь, если в начале 1918 года Румыния, в нарушение общепризнанных норм международного права относительно правопреемственности государств, оккупировала Бессарабию, южная часть которой составляла этническую украинскую территорию и должна была принадлежать Украине, как одной из стран-правопреемниц Российской империи. В конце 1918 года Румыния оккупировала Северную Буковину, игнорируя волю представительских органов украинского населения этой территории — Народного Вече и Народного Совета, и, пренебрегая временными договоренностями между украинским и румынским Народными Советами, юрисдикция которых распространялась, соответственно, на Северную Буковину (населенную преимущественно украинцами) и Южную Буковину (населенную, главным образом, румынами).
С ноября 1918 года Буковинское Народное Вече приняло решение о присоединении Северной Буковины к Западноукраинской Народной Республике. 6 ноября 1918 года на Северной Буковине был сформирован региональный комитет Украинского Народного Совета, который провозгласил установление своей власти в северной части Буковины. В тот же день представитель центрального правительства Австро-Венгрии на Буковине подписал протокол о передаче всей власти на Буковине представителям Украинского Национального Совета и Румынского Национального Совета, которые представляли, соответственно, украинское и румынское население Буковины.
7 ноября 1918 года председатели Украинского и Румынского Национальных Советов обнародовали совместную Декларацию, в которой провозгласили верховенство своей власти на соответствующей части Буковины до того времени, пока не будет решен вопрос о ее переделе между украинским и румынским государствами. Однако 11 ноября 1918 года румынские войска, преодолевая вооруженное сопротивление украинцев, захватили Черновцы и оккупировали территорию всей Буковины.
Введенный на оккупированных Румынией украинских землях жестокий режим румынизации стал причиной вооруженных восстаний в г. Хотин (1919 г.), г. Татарбунары (1924 г.), а также многочисленных беспорядков и протестов со стороны украинского населения.
Советский Союз никогда не признавали факта оккупации Румынией Северной Буковины и Бессарабии. Ни трехсторонние переговоры в связи с этой проблемой (Украина, Россия, Румыния), ни двухсторонние (СССР и Румыния), которые имели место в 1920-х годах XX века, не привели к ее решению. В связи с этим, до 1940 года между СССР и Румынией не существовало юридически оформленной государственной границы: их территории разделяла временная демаркационная линия.
Геополитические изменения в Европе в конце 1930-х — начале 40-х годов XX века позволили Советскому Союзу восстановить законные права Украины на Северную Буковину и Южную Бессарабию. По требованию СССР летом 1940 года Румыния освободила оккупированные ею территории, не оказывая при этом вооруженного сопротивления. В соответствии с обменом нотами между СССР (от 26.06.1940 г., 27.06.1940 г.) и Румынией (от 28.06.1940 г.), территории Северной Буковины и Бессарабии были возвращены в состав Советского Союза и стали частью территории Украины. На карте, которая была дополнением к ноте советского правительства от 26 июня 1940 года, государственная граница СССР проходит таким образом, что оставляет устье Дуная полностью на территории СССР. В соответствии с обменом нотами, Верховная Рада СССР приняла Закон от 2 августа 1940 года, в соответствии с которым Северная Буковина, Хотинский, Акерманский и Измаильский уезды Бессарабии были воссоединенные с Украиной.
Таким образом, соглашение, достигнутое между СССР и Румынией путем обмена нотами, представляло собой юридическую основу территориальных изменений, которые положили конец противоправной оккупации украинской территории. Вскоре СССР и Румыния договорились о линии границы, которая на момент нападения на СССР летом 1941 года была почти установлена. В результате государственная граница между Украинской РСР и Румынией в основном совпала с линией этнической границы между ними.
Став союзницей Германии во Второй мировой войне на основании договоренностей, которые имели место в 1941 году между Гитлером и Антонеску, а также между военным командованием Германии и Румынии, во время военных действий Румыния оккупировала значительно большую, чем в предыдущий раз, часть территории Украины.
В ходе второй румынской оккупации, которая продолжалась с 1941 по 1944 годы, Украина понесла значительные человеческие и материальные потери, а против ее мирного населения были совершены тяжкие преступления.
Освобождение украинских земель от румынской оккупации произошло в 1944 году в результате поражений, которые начали претерпевать страны-агрессоры в конце Второй мировой войны. С юридической точки зрения, послевоенное территориальное урегулирование между Украиной и Румынией было осуществлено путем подписания 10 февраля 1947 года Парижского мирного договора между странами-участницами антигитлеровской коалиции, в том числе, Украиной, с одной стороны, и Румынией — с другой.
Следовательно, Парижский мирный договор 1947 года подтвердил легитимность включения в состав Украины Северной Буковини (сейчас — Черновицкая область) и Южной Бессарабии (сейчас — часть Одесской области).
Поскольку Парижский мирный договор 1947 года с Румынией установил границу с ней только в общих чертах, то после вступления его в действие возникла потребность в уточнении советско-румынской границы с целью ее делимитации (обозначение на картах большого масштаба) и демаркации на местности. 4 февраля 1948 года в соответствии со статьей 1 Мирного договора 1947 года между правительствами СССР и Румынии был подписан протокол уточнения прохождения линии государственной границы между СССР и Румынской Народной Республикой, который четко определил основные точки и опорные пункты, через которые должна проходить линия государственной границы и дал письменное описание ее прохождения. Также в этом двухстороннем акте указывалось, что «остров Змеиный /Шерпилор/, расположенный в Черном море восточнее устья Дуная, входит в состав Союза ССР». Протокол вступил в действие с момента подписания, что было обусловлено ст. 4 указанного документа.
Учитывая то, что в соответствии с этим протоколом большинство островов дельты Дуная принадлежало СССР, естественно, что остров Змеиный, который всегда разделял их государственно-правовую принадлежность, на основании этого протокола должен был быть передан Советскому Союзу. Таким образом, 23 мая 1948 года на выполнение достигнутых договоренностей представители МИД СССР и МИД РНР подписали протокол о возврате Румынской Народной Республикой Советскому Союзу острова Змеиный /Шерпилор/ и включении его в состав СССР.
На основании этих документов СССР и РНР по взаимному согласию образовали смешанную Советско-Румынскую комиссию по демаркации государственной границы, на которую было возложено задание проверки линии прохождения украинско-румынской государственной границы и ее обозначение на местности. Результатом работы комиссии стало подписание 27 сентября 1949 года протокола описания прохождения линии государственной границы между СССР и РНР. Как и все нормативные акты такого рода, протокол 1949 года состоял из вступительной части, где содержалось общее описание прохождения границы, а также ряд протоколов, подписанных для каждого пограничного знака советско-румынской границы отдельно.
25 декабря 1949 года СССР и РНР заключили договор о режиме советско-румынской государственной границы, ст. 1 которого определила, что «линия государственной границы между СССР и РНР, установленная в соответствии со статьей 1 Мирного договора с Румынией, который вступил в действие 15 сентября 1947 года, и протоколом уточнения прохождения линии государственной границы между СССР и РНР, подписанным в Москве 4 февраля 1948 года, проходит на местности таким образом, как определено в документах демаркации, подписанных 27 сентября 1949 года в г. Бухаресте смешанной Советско-Румынской комиссией по демаркации государственной границы между СССР и РНР».
Таким образом, в 1949 г. СССР и РНР договорным путем закрепили линию морской границы между ними в Черном море, которая была признана справедливой обеими сторонами. Следующий договор о режиме советско-румынской государственной границы, заключенный в 1961 году, и протоколы об описании прохождения линии государственной границы, подписанные в 1962 и 1974 годах, только подтвердили достигнутую в 1949 году договоренность. Оба договора о режиме советско-румынской государственной границы от 1949 г. и от 1961 г. были ратифицированы и Верховным Советом СССР и парламентом Румынии.
Следует напомнить, что именно Украине принадлежит инициатива не только разработки и заключения большого политического договора — договора об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией 1997 года, но и неотложного осуществления договорно-правового оформления украинско-румынской государственной границы, делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон сторон путем двухсторонних переговоров.
Отдавая приоритет двухсторонним переговорам как наиболее эффективному способу урегулирования существующих разногласий, что наиболее гибко и полно может учесть интересы сторон, Украина проводила переговорный процесс добросовестно, следуя всем своим международным обязательствам, с целью достижения справедливого решения.
В ходе переговорного процесса 1998 — 2004 годов делегация Украины настойчиво убеждала румынскую сторону в необходимости на общей основе сблизить правовые позиции сторон на переговорах. С этой целью неоднократно осуществлялся анализ соответствующих положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, приводились примеры из практики разграничения морских пространств между прибрежными государствами Персидского залива, Черноморско-Каспийского региона, Балтийского моря, рассматривалась международная судебная и арбитражная практика в этой сфере. Также были сделаны попытки перевести переговорный процесс в плоскость поиска политического компромисса.
Однако делегация Румынии раунд за раундом защищала свою позицию, разработанную еще во времена Чаушеску и неизменную до сегодняшнего дня. Считая ее единственным возможным вариантом делимитации, делегация Румынии отказывалась даже рассматривать возможность сближения правовых позиций сторон. Что же касается поиска политического компромисса, то происходило полное игнорирование предложений украинской стороны, а все предложения, сделанные Румынией в этом контексте, находились намного дальше на восток, чем любая компромиссная позиция, на которую в свое время мог бы согласиться Советский Союз, и, естественно, были неприемлемыми для Украины.
В ходе 24-го раунда переговоров делегация Румынии сообщила о том, что 26 августа 2004г. на заседании правительства Румынии, созванном по инициативе президента Румынии, было принято решение передать в одностороннем порядке вопрос о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зонах Украины и Румынии в Черном море на рассмотрение Международного суда ООН.
Румынская сторона хочет во что бы то ни стало провести свое видение относительно острова Змеиный, который, будучи полноценным островом в понимании п.1 ст. 121 Конвенции ООН по морскому праву, имеет юридический титул на собственные морские пространства, в частности, континентальный шельф и исключительную экономическую зону.
По мнению украинских экспертов, утверждение о том, что справедливое решение проблемы делимитации невозможно при условии продолжения «несправедливости» относительно Румынии, совершенной в прошлом, является частью политики перманентных жалоб Румынии на совершенное относительно нее давление и принуждение, позиционирования себя как жертвы сталинского тоталитарного режима и главного защитника демократических ценностей, прав и свобод человека в регионе Центральной и Восточной Европы.
В действительности Румыния испытала давление со стороны союзных государств, в том числе и СССР как государство-агрессор, которое было союзником гитлеровской Германии во время Второй мировой войны, ее ответственность за участие в агрессии была установлена Парижским мирным договором 1947г., который заключался в условиях послевоенной оккупации Румынии. Т.е., эти «несправедливости» являются результатом ее противоправного поведения на международной арене и агрессивной политики, которую проводило фашистское руководство страны. Что же касается претензий Румынии на моральное лидерство в регионе, для того чтобы понять чего оно стоит, необходимо только перелистать несколько страниц современной истории, и в частности, подробнее остановиться на расовых чистках и уничтожении мирного украинского населения во время оккупации территории Украины румынскими войсками во время Второй мировой войны: в одной только Одессе ими было уничтожено более 200 тысяч человек, не говоря уже об Одесской области и территории современной Молдовы.
Выпуск газеты №:
№157, (2008)Section
День Планеты