Кабинет противоречий
Запад предостерегает новое правительство Сербии![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040304/439-3-2_0.jpg)
Два месяца державший Сербию в напряжении вопрос формирования правительства, наконец, решен. Однако это не вызывает особого оптимизма ни в Белграде, ни на Западе. Экс- президент Югославии Воислав Коштуница представил программу и состав нового кабинета, в котором он будет премьер-министром. В состав правительства вошли представители Демократической партии Сербии, возглавляемой самим Коштуницей, блока «Сербское движение обновления — Новая Сербия» и партии «Группа 17 плюс».
На прошедших в декабре парламентских выборах победу одержала ультранационалистическая Сербская радикальная партия, возглавляемая Воиславом Шешелем, дожидающимся суда в Международном трибунале в Гааге. Из-за такого расклада сил в парламенте правительству меньшинства придется опираться на поддержку другой достаточно одиозной политической силы — Социалистической партии Слободана Милошевича. Такое положение вещей вызывает резкое недовольство Запада, желающего навсегда покончить с наследием бывшего президента Югославии. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана заявил по этому поводу, что «правительству Сербии придется сталкиваться с громадными проблемами в экономических и политических отношениях с международным сообществом». Долго сопротивлялся сотрудничеству с социалистами и лидер Сербского движения обновления Вук Драшкович, но в конце концов ему пришлось согласиться на их поддержку.
В Брюсселе и Вашингтоне также негативно восприняли заявления Воислава Коштуницы о том, что суд над обвиняемыми в военных преступлениях на территории бывшей Югославии должны проводиться не в Гааге, а в Сербии. Здесь же, а не за границей, по мнению Коштуницы, осужденные должны отбывать наказание. «Сотрудничество с Гаагским трибуналом необходимо, если диалог с НАТО представляет интерес для Сербии и Черногории», — заявил на это Генеральный секретарь Альянса Яап де Хооп Схеффер.
Не менее острые дискуссии разгораются вокруг плана раздела Косово на кантоны. Белград выступает против предоставления краю независимости и предлагает разделить его по национальному признаку. «Широкая автономия — это та формула, которая обеспечит самоуправление Косово и Метохии по отношению к Сербии, а автономия сербского сообщества в этом крае — формула для его дальнейшего проживания в Косово», — говорит Коштуница. Обсуждаемые в сербской прессе варианты: предоставление 80% территории края албанцам и 20% — сербам, или же 70% и 30% соответственно.
Тем временем стремление к большей самостоятельности нарастает и в автономной области Воеводина. Здесь ряд политических партий и неправительственных организаций выступили с инициативой полной автономии края, «позволяющей формирование законодательной, исполнительной и судебной власти», сообщают сербские СМИ.
Большинство сербских обозревателей скептически оценивают перспективы нового правительства, от которого, как пишет журнал «Време», «никто ничего не ждет» — в отличие от правительства покойного Зорана Джинджича, старавшегося изменить судьбу нации, достичь триумфа модернизации и европеизации. Впрочем, говорить о том, что этот проект похоронен, пока еще нельзя. По словам представителей Евросоюза, о новом правительстве Сербии будут судить по успеху в построении экономических и политических основ сотрудничества с ЕС.
Выпуск газеты №:
№39, (2004)Section
День Планеты