Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Как далеко зайдет мирный процесс?»

Воспользуется ли Меркель и Олланд встречей в Минске, чтобы заставить Путина выполнить уже подписанные договоренности
10 февраля, 10:04
ФОТО РЕЙТЕР

Похоже, что до сих пор инициативой по урегулированию кризиса, вызванного российской агрессией на Востоке Украины, продолжает владеть страна-агрессор. И это несмотря на введение санкций против России, интенсивную дипломатию западных лидеров и недавние переговоры немецкого канцлера Ангелы Меркель и французского президента Франсуа Олланда с российскимким лидером Владимиром Путиным в Москве.

Неизвестно с какими «новыми предложениями» ездили лидеры Германии и Франции в столицу России, хозяин Кремля вчера опять озвучил свои старые требования относительно урегулирования конфликта на Донбассе. И это Владимир Путин сделал в своеобразной манере — в интервью египетской газете «Аль-Ахрам» накануне своего визита в Каир.

По его словам, украинская власть должна прекратить военную операцию в Донецкой и Луганской областях и отказаться от попыток экономического блокирования Донбасса. Кроме того, Путин дал понять, что считает необходимым найти «новую формулу конституционного строя соседнего государства». Он также призвал, чтобы украинская власть начала прямые переговоры с представителями сепаратистов и отметил, что Россия готова этому способствовать. Накануне Путин, комментируя переговоры с лидерами Германии, Франции, Украины, заметил, что встреча состоится при условии, если «до той поры удастся согласовать ряд позиций, которые мы интенсивно обсуждали».

Фактически идет речь об ультиматуме, ведь украинский президент неоднократно заявлял, что не будет вести прямые переговорами с террористами, а также отбросил возможность введения федерального строя страны. И более того, Киев настаивает на выполнении всех без исключения 12 пунктов минских договоренностей.

И после таких ультимативных заявлений Путина возникает вопрос, над какой картой или планом имплементации Минских соглашений работают лидеры Франции, Германии, Украины и РФ, чтобы рассмотреть их завтра на встрече в нормандском формате.

Президент Франции Франсуа Олланд оговорился, сказав, что документ «предусматривает создание демилитаризованной зоны в 50-70 километров по обе стороны конфликта». Это уже нарушение Минских договоренностей, которые предусматривали линию разграничения на 5 сентября.

Многих в Украине также удивило заявление французского президента Франсуа Олланда, который выступил за предоставление захваченным террористами территориям более широких полномочий. «Люди там поднялись на войну, и им будет сложно жить общей жизнью с остальной страной», отметил он, фактически тем самым повторяя позицию Кремля.

Источник в украинском МИД сказал «Дню», что хозяину Елисейского дворца очень хочется сыграть ведущую роль в урегулировании ситуации для повышения собственного рейтинга. С другой стороны, прибавил собеседник, и Меркель, и Олланд, не хотят и опасаются усиливать давление на Путина, кроме того, они испугались, что США дадут нам оружие и так далее. «Именно поэтому ищут любые аргументы (в которые сами не очень верят), чтобы навязать нам выгодные для себя схемы. Близорукая и безголовая политика», — подчеркнул дипломат.

Удивляет в этой ситуации позиция немецкого канцлера, которая категорически отрицает возможность поставки оборонного вооружения украинской армии, чтобы противостоять российской агрессии и заставить Путина отступить. Ведь дипломатия до сих пор не продемонстрировала  результатов, конфликт обостряется и распространяется, после подписания Минских договоренностей сепаратисты при поддержке российской армии дополнительно захватили более 500 кв. км территории.

Кстати, не добавляет оптимизма решению конфликта на Донбассе заявление председателя Европарламента социалиста Мартина Шульца, который вчера в эфире немецкого телеканала ARD сказал, если последняя дипломатическая инициатива не принесет успех на протяжении следующих трех дней, тогда ей нужно дать больше времени. «Иначе рано или поздно мы окажемся в состоянии войны», — прибавил политик.

Вчера стало известно, что правительства Евросоюза решили отложить введение запланированных новых санкций против украинских сепаратистов и некоторых российских лидеров (шла речь о расширении списка на 19 человек и  9 предприятий) как жест доброй воли относительно усилий в достижении прекращения войны. И это нельзя воспринимать не иначе как тревожный сигнал ослабления позиции ЕС.

Много надежд в урегулировании кризиса на Донбассе эксперты возлагают на американского президента Барака Обаму, который вчера поздно вечером принимал в Белом доме немецкого канцлера Ангелу Меркель, которая осуществляет плановый визит в Северную Америку.  Согласно сообщениям AP, ожидается, что  Меркель и Обама пытаются демонстрировать единство позиции в вопросе украинского кризиса, хотя у них могут возникнуть расхождения во взглядах относительно поставок оружия Киеву.

Президент Проекта Переходные демократии Брюс Джексон сказал «Дню», что ныне ситуацию определяет Меркель. Вместе с тем он отметил: «мы увидим, как далеко зайдет мирный процесс, но нет никаких шансов, что Обама предоставит Украине оружие в то время, как Франция и Германия будут привлекать Россию и Украину к мирным переговорам».

КОММЕНТАРИИ

«БАЗОЙ НОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ДОЛЖНО СТАТЬ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИЗ МИНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ ВЫТЯГИВАТЬ ЛИШЬ ТЕ ПУНКТЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ»

Владимир ОГРЫЗКО, министр иностранных дел Украины (2007-2009 гг.):

— Учитывая позицию, которую российское руководство до сих пор занимает (было высказано министром иностранных дел Сергеем Лавровым на Мюнхенской конференции), — это не дает надежды на положительное решение проблем, возникших в результате агрессии России.

Сомнения вызывают и предложения (хотя мы не знаем всех деталей) нового плана по урегулированию. Но предложение президента Франции об отводе тяжелой техники от фактической линии — пример блестящей дипломатии. Слишком много факторов, которые говорят о том, что договориться будет сложно, если не считать договоренностью сдачу всех наших позиций.

Для кого-то ситуация на Донбассе — это небольшая проблема. В частности, для руководителя ОБСЕ замороженный конфликт (на Донбассе — Ред.) — не такая уж и большая трагедия. Кто-то считает, что это не вредит национальным интересам Украины.

Поэтому, несмотря на любые предложения, мы должны каждый раз смотреть и понимать, насколько это соответствует тому, чтобы Украина двигалась вперед.

Базой новых переговоров должно стать понимание того, что нельзя из минских договоренностей вытягивать, по собственному желанию, лишь те пункты, которые кому-то нравятся. Это — комплексный документ, который, к величайшему сожалению, до сих пор не содержит никаких механизмов своей реализации. По этой причине складывается ситуация, когда Россия говорит: для нас самым важным является пункт об отведении войск, проведение федерализации, предоставление боевикам статусов, равнозначных с субъектами международного права. При этом забываются другие пункты, являющиеся ключевыми для мира в этом регионе. Это — выведение российских войск из территории Украины, прекращение огня и контроль за украинско-российской границей.

И здесь вопрос для нашей власти — убедить россиян и западных партнеров в том, что это комплексный документ, который предусматривает поэтапную реализацию, и только тогда мы будем иметь элементарный прогресс или хотя бы какую-то надежду на успех на переговорах в Минске.

Мы пока не видели план, который госпожа Меркель и господин Олланд предложили Путину. Если этот план соответствует национальным интересам Украины, то мы обязательно должны его поддерживать.

Путин, при всем желании, не имеет тех рычагов влияния, которые имеют западные страны — Европейский Союз и США. Поэтому российский президент пытается сыграть «красивую роль», не имея при этом шансов и возможностей. Если он отбросит предложение Запада, а все свидетельствует именно об этом — поскольку он заявлял, что не прекратит агрессию, пока Украина не признает равноправными партнерами «ЛНР» и «ДНР» — это будет означать очередной этап обострения.

Дальнейшие сценарии развития ситуации будут иметь два аспекта: экономический и военный. Первый аспект — когда Запад усилит санкции, а мы, наконец, введем свои.

Второй аспект — когда после срыва договоренностей Запад поймет, что Украине нужно наконец оказать необходимую военную помощь для того, чтобы она сдерживала агрессора. Очень странно читать некоторые заявления западных политиков о том, что передача Украине военного вооружения будет стимулировать конфликт. Нет. Это покажет черту, которую российские военные и их соратники не смогут переступить.

«МЕРКЕЛЬ ДОЛЖНА СОГЛАСОВАТЬ ПОЗИЦИЮ»

Лилия ШЕВЦОВА, ведущий исследователь Института Брукингса (Вашингтон):

— Меркель едет в Вашингтон для того, чтобы проконсультироваться относительно окончательного формата западной позиции в отношении переговоров с Путиным по Украине. Очевидно, что Меркель не хочет, чтобы позиция миссии Берлин-Париж выглядела лишь как европейская инициатива, которую не поддержала Америка.

Прежде всего, Меркель должна проконсультироваться с Обамой на счет двух вопросов.

Во-первых, проинформировать его по поводу российской позиции. Она более открыта, чем когда бы то ни было. Путин не пошел на уступки по стратегическим вопросам.

Во-вторых, Меркель должна согласовать позицию с Вашингтоном, относительно краеугольного камня западной политики — в какой степени использовать угрозу помощи Украине со стороны Запада летальным оборонительным  вооружением. А в какой степени, оставить эту проблему «на потом». Естественно, они будут согласовывать новые санкции в отношении России. Санкции Евросоюза уже очевидны — 19+9. Это — 19 людей, которых коснутся визовые ограничения, замораживание собственности и счетов, а также  9 российских компаний. Это — продолжение предыдущих списков.

«...ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНФЛИКТА НЕИЗБЕЖНО»

Константин фон ЭГГЕРТ, обозреватель «КоммерсантЪ FM», Москва:

— Я не очень уверен, что новые минские договоренности будут достигнуты, до тех пор, пока об этом официально не объявят. Но даже в этом случае я не очень верю, что они долго продержатся. Ситуация зашла слишком далеко, чтобы у нее было решение сегодня.

Российское руководство, на мой взгляд, сегодня поддерживая и, как многие считают, инициировав события на востоке Украины, оказалось в безвыходном положении. У Кремля нет другого варианта, кроме как победить. А что такое победа в этой ситуации? Это значит больше, чем просто какой-то отдельный статус для Донецкой и Луганской областей. Речь идет о принципиальном вопросе — какая Украина нужна нынешнему руководству России? Очевидно, что Украины — вассального государства — а это то, что нужно Кремлю — в ближайшее время не будет. А поэтому продолжение конфликта неизбежно.

Для украинского руководства неприемлема ситуация, при которой конфликт был бы заморожен в его нынешнем виде — с неконтролируемой границей на востоке и абсолютно неподконтрольными Киеву структурами на территории двух областей.

Я представляю себе, что позиции сторон могут измениться настолько сильно, чтобы у них появилось общее поле для реального компромисса. Поэтому какие бы договоренности ни были достигнуты в Минске, они утонут снова через какое-то время во взаимных обвинениях и несоблюдении пунктов, которые согласуют в Минске.

Роль Запада в Москве воспринимается двояко. С одной стороны, санкции ударили по экономике России и ее руководству, что накладывается на экономический кризис. Эффект от действий Запада есть.

С другой стороны, по мнению Москвы, единого Запада не существует. Существуют отстраненно смотрящие на украинский кризис Соединенные Штаты, а внутри Европейского Союза — разногласия. Поэтому российское руководство пока убеждено, что у него есть поле для маневра. Более того, санкции сегодня воспринимаются большинством российского населения как что-то несправедливое, как наказание России за несуществующие грехи. Изменится ли это через несколько месяцев, по мере углубления экономического кризиса? Возможно. Но все решения в Кремле принимаются на довольно короткую перспективу. Поэтому сегодня в Москве убеждены, что у России и ее «клиентов» в самопровозглашенных ЛНР и ДНР, существует возможность переломить ситуацию в свою пользу или, по крайней мере, твердо стоять на своем.

У Запада есть рычаги воздействия, но они не воспринимаются пока Москвой как угроза. Это проблема, но, с точки зрения российского руководства, не такая, у которой совсем нет решения, и ради которой стоит отказаться от стратегических целей. Путин считает, что в Евросоюзе отсутствует единство, и поэтому он думает, что санкции не нанесут неприемлемый ущерб России.

Не думаю, что при нынешней американской администрации эти поставки возможны. На тему поставок оружия существуют серьезные разногласия внутри НАТО. Ведущие государства Альянса не хотят оказывать такую поддержку, потому что считают, что она рискует привести к большой европейской войне. Эта опасность воспринимается абсолютно реально, так как непредсказуемой, с точки зрения ЕС и США, является политика Кремля. В связи с отсутствием единого фронта со стороны Запада, и отсутствием заметной роли американской администрации в этом конфликте, Украине будет очень сложно противостоять Москве.

Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»

Продолжение темы: «Аргументы Меркель против поставок оборонного оружия Украине не достаточно веские»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать