Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как Казахстан превратился в азиатского «тигренка»

26 января, 20:35
ФОТО РЕЙТЕР

Для большинства людей Казахстан — это одна из бывших советских республик, где правят «баи», ездят на лошадях, выращивают наркотики, оттуда приезжают нелегальные эмигранты, чтобы торговать на базарах и строить дома. Реалии тем не менее таковы, что спустя 15 лет ситуация в экономике страны уже давно не соответствует вышеназванным штампам.

В Казахстане, который по величине своей территории является шестой страной мира, сосредоточены колоссальные запасы энергоносителей, драгоценных и цветных металлов. Эти беспрецедентные запасы, а также «перекрестки» основных трасс Востока сделали современный Казахстан наиболее интенсивно развивающимся государством в регионе. Находясь на пересечении ключевых транспортных путей Азии и Европы, Астана стремится восстановить свою связующую роль на Евразийском континенте. Все эти факторы стали причиной пересечения здесь интересов ведущих игроков мира — США, Европы, России и Китая.

Президенту Нурсултану Назарбаеву за годы правления удалось восстановить производственную базу и превратить Казахстан из государства, переживающего серьезный социально-экономический кризис на обломках СССР, в страну, готовую вот-вот войти в число 50-ти ведущих лидеров мирового развития.

Главным показателем успешного развития Казахстана и упрочнения его позиций в мировой экономике являются беспрецедентные темпы роста ВВП: на протяжении, как минимум, последних пяти лет прирост ВВП стабильно составляет 7—10%, что ставит Казахстан в тройку лидеров роста на постсоветском пространстве. Если будущее амбициозных программ президента России по удвоению ВВП страны к 2010 году выглядит достаточно призрачным, то Казахстан сможет решить аналогичную задачу, скорее всего, даже досрочно.

Вице-президент международного рейтингового агентства Moody’s Джонатан ШИФФЕР считает, что по скорости экономического роста Россия довольно серьезно уступает Казахстану. «Если взять отрезок в 5 лет — с 2000 по 2005 год, то в России эта скорость составила 48%, в то время как в соседнем Казахстане — 79%. При этом, в среднесрочной перспективе Россия не сможет эксплуатировать свои ресурсы с большей эффективностью — стоимость добычи здесь растет, в то время как в Азербайджане и Казахстане и качество добываемого сырья выше, и добыча обходится дешевле».

Наличие богатых запасов полезных ископаемых делает республику одним из крупнейших топливно-энергетических регионов Евразии. Сырьевые отрасли являются наиболее рентабельными и привлекательными с точки зрения инвесторов — на них приходится более 60% общего объема промышленной продукции. На нефть, газ и металлы приходится более 80% национального экспорта и около 90% экспорта на рынки вне СНГ.

Так, по запасам нефти республика опережает многие нефтедобывающие страны: доказанные запасы нефти в Казахстане оцениваются в 39,6 млрд. баррелей, газа — 18,2 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте. Всего в республике находятся 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения.

Строительство экспортных нефтепроводов позволило увеличить добычу нефти с 20 млн. тонн в 1995 году до почти 40 млн. тонн в 2000, а в 2014 г. по прогнозам она достигнет 120 — 170 млн. тонн. На данный момент транспортировка нефти осуществляется, в основном, по территории России. В то же время Астана, придерживаясь принципа многовекторности маршрутов транспортировки нефти, завершает строительство нефтепровода в Китай мощностью 20 млн. тонн, который фактически финансируется Китаем (стоимость проекта оценивается в около 690 млн. долларов). Кроме того, Казахстан вскоре готовится «подмять» под себя треть мирового рынка урана.

КРУПНЫЕ КОРПОРАЦИИ — ОСНОВА ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Современную экономику Казахстана можно рассматривать как экономику крупных корпораций — в процессе приватизации сложилась монополистическая структура экономики с небольшим количеством лидирующих бизнес- групп. Так, богатейшие запасы нефти и газа Казахстана разрабатываются крупнейшими мировыми компаниями — Chevron, BG Group, Texaco, Agip, TotalFinaElf, Shell, Statoil, CNPC. Кроме западного капитала, активно работают и российские компании — «Газпром», «Лукойл», «Транснефть» и другие. Это позволяет Казахстану обеспечить основу для интеграции национальной экономики в мировой рынок.

Другую часть крупных корпораций Казахстана составляют банковские структуры и инвестиционные фонды, аккумулировавшие значительную часть приватизационных «купонов» (свыше 75% всех «купонов» вложено в 25% фондов). Впоследствии банковский капитал начал экспансию в промышленную и торговую сферу и поэтому банковские группы тоже занимают ведущие позиции в экономике. В результате, транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до 40% промышленного производства и около 50% внешней торговли Казахстана.

С учетом небольшой по общей емкости казахстанской экономики, наибольшие перспективы долговременного экономического роста в любом случае находятся в экспортной, а не импортозамещающей стратегии. Соответственно, и в долгосрочной перспективе базу казахстанской экономики будут образовывать крупные компании топливно-энергетического сектора. Форма участия государства в подобных системообразующих компаниях будет варьировать от владения «золотой акцией» до стопроцентного владения акциями. А уже вокруг этих компаний будут группироваться мелкие и средние предприятия, работающие по их заказам.

РЕФОРМЫ, ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ

Вывести экономику Казахстана из постсоциалистического трансформационного кризиса и перевести ее в режим стабильного и прогрессивного развития позволило, при наличии изначально высокого экспортного потенциала, внедрение последовательных и систематических реформ в стране. Залогом построения эффективной экономики стала определяющая роль государства и отсутствие политических рисков в связи со сменой руководства страны. Даже недавняя смена правительства ограничилась ротацией одного уровня чиновников. В результате из 11 министров нового правительства только два новых лица.

Благодаря стабильности политической системы — сильному президенту, контролируемому им парламенту и исполнительности госструктур — внедрение последовательных реформ в Казахстане проходит успешнее, чем в других странах СНГ — некоторые, давно воплощенные в этой республике реформы, в других странах находятся еще только в стадии обсуждения.

Ключевым элементом этих реформ стала приватизация, в которой сочеталась массовая приватизация (за инвестиционно-приватизационные «купоны») с приватизацией стратегических объектов по индивидуальным проектам. Вторая категория была ориентирована преимущественно на крупных иностранных инвесторов. Хотя 85% объема промышленного производства создается частным сектором, государство сохраняет свое присутствие в стратегически важных секторах экономики — для этого создаются специализированные национальные компании. Например, в нефтегазовой сфере такой компанией является «Казмунайгаз», KEGOG занимается транспортировкой электроэнергии по магистральным сетям, и т. д.). Также в 2002 году Казахстан первым среди стран СНГ реализовал амнистию капиталов.

Постепенно уменьшаются налоги, а для организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗов и основной деятельностью которых являются научные разработки, создание и развитие информационных технологий, введен отдельный налоговый режим. Одновременно Казахстан изымает большую ренту при эксплуатации природных ресурсов. В области регулирования внешней торговли Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли. Внешнеторговый режим в Казахстане постепенно совершенствуется в соответствии с требованиями ВТО.

ЭКСПАНСИЯ КАЗАХСКОГО КАПИТАЛА

Появление огромного количества денежных ресурсов в Казахстане привело к вложению капитала в объекты и за пределами страны. Эксперты в последнее время уже отметили проведение широкой экономической экспансии казахского капитала — за границей приобретаются необходимые промышленные объекты и инфраструктура, прежде всего в сфере энергетики и трубопроводного транспорта, портов и терминалов.

Так, наиболее прогрессирующими для продвижения казахстанского бизнеса, в силу старых связей, близости и наличия казахской диаспоры, являются приграничные с Россией области. Однако и более отдаленные регионы находятся в поле зрения казахстанских инвесторов — на завершающем этапе находится приобретение 70% некой европейской нефтегазовой компании (название пока не разглашается), на казахстанские деньги уже построен отель премиум- класса «Ritz» в Москве, проявлен интерес к приобретению Львовского НПЗ и многое другое.

Поскольку основной сферой в Казахстане является нефтегазовая, то ведутся работы по созданию системы, которая позволит работающим в Казахстане нефтедобывающим компаниям выбирать наиболее привлекательные и стабильные рынки для казахстанской нефти. Кроме оптимизации существующих путей (КТК и БТД), Казахстан ведет работу над сооружением нефтепровода в Китай. Кроме того, совместно с Украиной Казахстан собирается строить нефтепровод Снегиревка — Одесса.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Перспективность экономики в Казахстане связывают с инвестиционной активностью, поэтому с момента обретения суверенитета Астана привлекает иностранный капитал, на деле создавая благоприятный инвестиционный климат или комплекс факторов, притягательных для инвесторов. Маленький пример: в целях упрощения разрешительных процедур по въезду-выезду руководителей иностранных компаний и сотрудников их представительств, введена специальная виза — так называемая инвесторская виза.

В результате, начиная с 1993 года, в республику привлечено более 55 млрд. долларов инвестиций (почти 1/3 всех вложений иностранного капитала в страны СНГ). Естественно, что иностранные инвестиции концентрируются в нескольких наиболее привлекательных и конкурентоспособных отраслях экономики: 65% — в нефтегазовой отрасли (около 41 млрд.), 10% — в черной металлургии и 5% — в цветной металлургии. Отметим также, что Казахстан уже давно подписал Энергетическую хартию, дискуссия вокруг которой постоянно портит отношения России с Евросоюзом.

Будущее же экономики Казахстана, по мнению экспертов, выглядит оптимистически: Астана выбрала такую модель ее развития, при которой стимулирование национальной экономики проводится за счет собственных природных ресурсов. В короткий срок на энергоносителях создан экономический феномен, уже позволяющий с некоторыми оговорками относить Казахстан к числу «азиатских тигров». Ну, может быть, еще «тигрят», но то, что «тигренок» подрос — не отрицает никто...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать