Перейти к основному содержанию

Какие они, поляки?

17 июля, 00:00

В поезде, двигавшемся к западной границе, спутница спросила меня: какие они, поляки? К этому вопросу я не раз мысленно возвращался, путешествуя по Польше, в беседах с разными людьми.

Во-первых, они — другие. Присматриваясь к нашим соседям без предубеждений, легко заметить, что сегодня поляки далеко ушли от многих стереотипов. Они быстро меняются. Переход всего за 15 лет от экономически и политически стагнирующей страны (члена соцлагеря) к лидеру по темпам экономического роста (полноправному члену ЕС и НАТО) требует от граждан умения быстро перестраиваться, предприимчивости и трудолюбия.

Как показывают данные социологических исследований, сегодня поляки оказались среди европейских лидеров по трудолюбию. В то время как для жителей Западной Европы и США важность работы уменьшается, жители стран — новых членов ЕС становятся все большими энтузиастами труда. При этом речь идет не только о труде как источнике дохода. Для поляков труд в значительно большей степени, чем для большинства европейцев, является делом амбиций и чести. По данным социологических исследований, 64% поляков стремится в работе к самореализации и считают получение незаработанных денег унизительным. Так же считают 47% чехов, 44% испанцев и французов, и только по 33% англичан, немцев и американцев. Так, может, уже пришло время говорить «работящий, как поляк» и «ленивый, как немец»?

По сравнению с другими народами, поляки очень недоверчивы и малотолерантны. Социологические данные также свидетельствуют, что они — затворники и индивидуалисты. Наибольшей ценностью для них является семья. На втором месте — работа. Затем идут религия, политика, отдых, друзья.

Поляки очень гордятся своим народом. По этому показателю они наравне с гражданами США. Они также апологеты демократии. Оказывается, мало кто в мире так верит в полезность и эффективность демократического строя.

Поляки гордятся тем, что они составляют один из самых католических народов в мире. Но ответы на вопрос «Насколько важен Бог в вашей жизни?», свидетельствуют, что не такие уж они и религиозные, причем религиозность их в последнее время слабеет.

Что касается взглядов на экономику, то в Польше преобладает либерализм, но он какой-то очень уж эгалитарный, даже социалистический. Три четверти поляков считают, что справедливое общество обязано уменьшать общественное неравенство. Половина убеждена, что причиной бедности является общественная несправедливость. Целых 40% поляков предпочли бы жизнь при социализме, и только 46% — жизнь в современной Польше.

Итак, можно развенчать еще один миф — о монолитности польского общества. Действительно, для украинца народ, который говорит на одном языке, имеет фактически одну церковь, единодушно ориентирован на Запад, выглядит удивительно монолитным. Но присмотревшись ближе, видно, что все не так просто. На политической сцене это отражается в постоянных колебаниях маятника политических симпатий, периодически — в парламентских и правительственных кризисах из- за трудностей с созданием устойчивых коалиций. На бытовом уровне — в пессимизме, вызванном значительной разницей уровня жизни поляков.

В Польше хорошо тем, кто быстро сумел модернизироваться и найти свою «нишу». Это, в основном, молодые люди — энергичные и открытые изменениям. Кое-кто называет их хищниками. Здесь, как и в других странах, есть часть населения, которая сумела измениться и что-то делает, а другой части не удалось приспособиться и она живет за счет социальной помощи. Говорят, в Польше по-настоящему работает около 20% населения, обеспечивая себя и остальные 80%. Такое положение отражается и на отношении работников к труду — в частности, в паническом страхе ее потерять (официальный уровень безработицы достигает 20%), и на отношении предпринимателей и менеджеров к работникам — эксплуатация иногда переходит всякие границы.

Существует значительная разница в развитии не только между столицей и регионами, но и между разными регионами. Запад Польши значительно опережает по экономическому развитию Восточные воеводства и этот разрыв углубляется.

Поляки недовольны и распространенной здесь коррупцией, и высоким уровнем преступности. Бизнесмены сетуют на бюрократию и налоговую... Но хотелось бы видеть их в наших условиях. Многого бы они здесь достигли? Конечно — нет (это подтверждает низкий уровень польских инвестиций в украинскую экономику).

Возвращаться в Украину всегда немного грустно. Радостно наблюдать за успехами, которых достигла Польша в последние 15 лет — стабильный экономический рост, составляющий около 6% ВНП, там существует не только на бумаге. И очень обидно за Родину, которая, будучи потенциально сильнее Польши, за эти годы скатилась до уровня стран третьего мира, приобрела плохую славу и осталась за забором цветущей Европы. А может, не все еще потеряно? Так хотелось бы верить в то, что, избрав новую власть, и, наконец, определив свой путь, Украина реализует свой неутраченный потенциал и станет вскоре одним из европейских лидеров. Дай Бог!

P.S. Удалось ли мне ответить на вопрос спутницы? Трудно сказать. Вряд ли в Милане, куда она возвращалась на работу, продают украинские газеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать