Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кальман Мижей о роли Киева в приднестровском урегулировании

24 ноября, 20:16

Специальный представитель Европейского Союза в Молдове Кальман Мижей на днях побывал в Киеве и провел с главой украинского внешнеполитического ведомства Петром Порошенко переговоры по проблематике приднестровского урегулирования. Ранее в Вене и Тирасполе состоялись встречи в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также наблюдатели от США и Европейского Союза). Чего все-таки удалось достичь участникам формата «5+2» на сегодняшний день? Какие ожидания возлагают в Брюсселе на роль Киева по разрешению приднестровского конфликта? Измениться ли роль ЕС в приднестровском урегулировании после избрания руководства Евросоюза? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью Кальмана МИЖЕЯ.

«КИШИНЕВУ И ТИРАСПОЛЮ НАДО НАЧАТЬ С МЕР ДОВЕРИЯ...»

— Господин Мижей, в одном интервью вы сказали, что затягивание процесса переговоров по приднестровскому урегулированию не выгодно ни Кишиневу, ни Тирасполю, поскольку, ни РМ и ПМР не получают инвестиций, сокращается население, качество жизни остается низким. Казалось бы, это должно подтолкнуть их к поиску путей к компромиссу? Почему же стороны не идут на компромисс?

— Прежде всего, я хотел бы отметить, что международный экономический кризис, конечно, повлиял на экономическую ситуацию на обоих берегах Днестра. Причем в большей мере кризис повлиял на Приднестровье, которое находится в изоляции и промышленность которого традиционно ориентируется на выпуск метала, цемента — товары, которые также наиболее чувствительны к экономическим циклам. Кризис подтолкнул Приднестровье больше к необходимости поиска компромисса. Но действительно остается вопрос, почему все-таки Тирасполь не согласен идти дальше. Психологически мы понимаем, что существование конфликтной ситуации означает разные политические подходы сторон. Поэтому разумное решение принять нелегко. Тем не менее, руководству в Кишиневе и Тирасполе надо начать с мер доверия, перейти на политические переговоры, согласовать и делать все, чтобы постепенно снять барьеры взаимовыгодного экономического сотрудничества, а также экономической реинтеграции. Все это было бы в интересах населения.

— А новое молдовское руководство как-то содействует скорейшему разрешению приднестровского урегулирования?

— В наших разговорах с премьером, министром иностранных дел, вице-премьером по приднестровским вопросам мы видим, что ставятся важные акценты на меры построения доверия, на интеграцию снизу, на ожидания результатов чисто политических переговоров. Мы считаем это очень здоровым подходом и надеемся, что в Тирасполе этот подход получает определенный отклик. Поэтому можно ожидать, что контакты между сторонами будут более частыми, на основе чего уже в ближайшем будущем можно будет достичь соглашения о свободном передвижении людей между обоими берегами Днестра. Мы оптимистически смотрим на динамику, которая развивается в Кишиневе.

— Не мешает ли всему этому тот факт, что в Молдове не могут уже продолжительное время избрать президента?

— Конечно, институт президента в Республике Молдова является важным. Мы за то, чтобы все институты власти были стабильными и могли работать долгосрочно. Но поскольку уже есть легитимный парламент, правительство, уже сейчас может многого достичь, не ожидая избрания президента.

О МНОГООБЕЩАЮЩЕМ ДИАЛОГЕ С ТИРАСПОЛЕМ

— Господин Мижей, вы общаетесь с руководством Приднестровской непризнанной республики. Видите ли вы заинтересованность Тирасполя каким-то образом ускорить процесс приднестровского урегулирования, интегрироваться в состав Молдовы?

— Несомненно, когда смотришь на риторику в Приднестровье, замечаешь разницу. Но когда видишь страдания людей из-за неразрешенности конфликта, довольно просто осознать, насколько это важно улучшать жизненный уровень людей. У нас на самом деле ведется многообещающий диалог с Приднестровьем на основе взаимовыгодных инициатив. Примерами этого могут послужить поддержка Молдовы вакцинами для региона, перспективы возобновления железнодорожного сообщения, и другие инициативы сотрудничествa.

— А что вы можете сказать о роли других участников приднестровского урегулирования ЕС, США, России и Украины в последнее время?

— У нас была встреча в формате «5+2» в Вене, «3+2» в Кишиневе, потом состоялась встреча в формате «5+2» в Тирасполе. Атмосфера этих встреч была хорошей. Конечно, существует разница в подходах. Нам надо приблизить эти подходы. Но при этом я могу отметить, что по многим вопросам интересы совпадают. А там, где существуют разногласия, через переговоры и консультации можно найти разумный баланс.

— Господин Мижей, могли бы вы сказать, в чем состоит консенсус между участниками приднестровского урегулирования на сегодняшний момент?

— Одним из важных консенсусов между внешними факторами формата «3+2» является то, что меры доверия, регулярные консультации, совместные проекты сильно влияют на атмосферу по возобновлению серьезных переговоров относительно приднестровского урегулирования. А вторым важным пунктом является то, что стабильность на обоих берегах Днестра также позитивно влияет на разрешение приднестровского конфликта. Я думаю, что тут совпадают намерения, интересы, политические подходы у всех внешних актеров. И это создает хорошую основу к тому, чтобы в более сложных вопросах мы могли договориться и влиять на стороны конфликта. В этом году как на левом, так и на правом берегу Днестра возникли большие политические сложности. Поэтому в этой ситуации процесс переговоров может продолжаться более сложно и более медленно. Но мы надеемся, что сейчас мы опять можем сконцентрироваться на этом вопросе.

О ВАЖНОСТИ ЕС ДЛЯ ЭКОНОМИКИ МОЛДОВЫ И ПРИДНЕСТРОВЬЯ

— Как вы знаете, вчера (интервью бралось 20 ноября. — Авт.) в ЕС избран президент и министр иностранных дел. Можно ли в связи с этим ожидать изменении подходов ЕС по отношению к приднестровскому урегулированию?

— Вы знаете, в последние годы роль Евросоюза в Молдове постоянно растет. Огромные позитивные изменения произошли за последние пять лет. Со вступлением Румынии Евросоюз пришел к границе с Молдовой. ЕС является наиболее мощным экономическим партнером Молдовы. Введение в действие Лиссабонского договора также будет позитивно влиять вместе с возрастающим присутствием Евросоюза в Молдове. Новый договор может дать более интегрированную внешнюю политику ЕС. Это повлечет за собой более интегрированную помощь, экономические и донорские проекты для Молдовы и Приднестровья. В будущем я ожидаю увеличение этой помощи, особенно направленной для населения Приднестровья. Впрочем, это не означает, что изменения в ЕС будут революционными и 1 декабря все радикально изменяться. Все будет происходить постепенно и вместе с тем важность ЕС для экономики Молдовы и Приднестровья будет все больше возрастать.

— Господин Мижей, а как оценивает ЕС роль Румынии в приднестровском регулировании? Ведь эта страна раздает румынские паспорта гражданам Молдовы и не признает существующую румынско-молдавскую границу.

— Прежде всего, хотел бы отметить, что Румыния как член ЕС является полноценным партнером Брюссельских институтов. Румыния полноправно участвует в формировании нашей политики по приднестровскому урегулированию и полностью eе поддерживает. Поэтому, я думаю, что эти опасения, которые иногда возникают, сильно преувеличены. Политика Румынии по предоставлению гражданства является внутренним делом этой страны. Эта практика не отличается от практики других стран Евросоюза. Мы не думаем, что эта политика будет иметь отрицательный эффект на приднестровское урегулирование. Одновременно, экономические и политические реформы Молдовы и углубление интеграции позитивно влияют на привлекательность этой страны для населения Приднестровья, и это будет сильным позитивным фактором урегулирования. Румыния как сосед Молдовы очень позитивно влияет на эти процессы.

— Но вы ведь знаете, что для властей Приднестровья отсутствие договора о границе между Молдовой и Румынией является одним из сдерживающих факторов интеграции с Молдовой, поскольку в Тирасполе опасаются, что в составе Республики Молдовы Приднестровье станет частью Румынии. Почему бы Брюсселю не подтолкнуть Бухарест к заключению договора о границе между Румынией и Молдовой?

— С одной стороны, вопросы о границе являются темой двухсторонних отношений двух суверенных стран: Румынии и Республики Молдова. Но на основе заявлений после визита молдавского премьер-министра Филата в Бухарест две недели назад можно сделать положительный вывод. Мы позитивно наблюдаем за тем, что стороны уделяют большое внимание этому вопросу.

«ПОДХОДЫ ЕВРОСОЮЗА И УКРАИНЫ ПОСТОЯННО НАДО КООРДИНИРОВАТЬ...»

— Господин Мижей, а что вы можете сказать о роли Киева в приднестровском урегулировании. Вот вы были здесь, увидели ли, что теперь с появлением министра иностранных дел Украина как страна, которая граничит и Молдовой и с Тирасполем, стала больше уделять внимание этой теме или проявлять большую активность?

— У меня были продуктивные консультации с министром иностранных дел. У господина Порошенко я увидел позитивный европейский подход. У Киева есть сильное понимание важности приднестровского урегулирования. Киев является стратегическим партнером в этом процессе. Мы продолжаем эти консультации независимо от политического календаря в Украине. Мы уверены, что в украинской внешней политике относительно Молдовы и приднестровского урегулирования доминирует непрерывность.

Вместе с тем я хотел бы отметить два важных момента. Во-первых, конечно, решение всех открытых вопросов между Киевом и Кишиневом тоже позитивно влияет на приднестровское урегулирование. Во-вторых, подходы Евросоюза и Украины постоянно надо координировать. Поэтому такие консультации должны проводиться достаточно часто.

— А как вы оцениваете диалог между Киевом и Кишиневым по приднестровскому урегулированию?

— В Кишиневе новая власть и, я думаю, сейчас обновляются консультации, интенсифицируется политический диалог. У меня есть большая надежда, что сторонам удастся успешно решить открытые вопросы и привести двухсторонние отношения на высший уровень. Недавняя встреча между двумя премьер-министрами является положительным знакoм нового импульса в сотрудничестве между обеими странами. И Украина, и Молдова стараются углубить европейскую интеграцию. Поэтому в их интересах иметь прочные отношения. Кроме того, они могут очень успешно показать, что в двухсторонних делах очень важным является европейский стиль отношений. Поскольку это может создать хорошее впечатление для политиков в Евросоюзе и повлиять позитивно на темпы евроинтеграции обеих стран.

Украинский бизнес уже делает много для развития отношений между Украиной и Молдовой. Но еще больше может быть сделано. Правительства должны сыграть определенную роль, чтобы поднять уровень деловых отношений.

— Господин Мижей, возможно вы хотите от имени ЕС передать какой-то мессидж украинским властям?

— У меня нет полномочий по Украине. Вместе с тем я являюсь другом вашей страны. У меня есть надежда, что вы преодолеете и экономический кризис, и политические вызовы. А как представитель Евросоюза по Молдове я уделяю особое внимание тому, чтобы двухсторонние отношения между Украиной и Молдовой постоянно развивались.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать