Перейти к основному содержанию

Карабах…

Попытка умиротворения. Дипломатического
07 апреля, 20:18
ФОТО REUTERS

На карабахском фронте установилось формальное перемирие. Конфликт перешел в дипломатическую плоскость. За дело взялись в мировых столицах.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел телефонный разговор с государственным секретарем Джоном Керри. Председательствующий в ОБСЕ глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер также разговаривал с ними по телефону. Не остался в стороне и Владимир Путин. Он звонил  президентам Азербайджана и Армении Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну. Премьер-министр Дмитрий Медведев в Баку и Ереване будет проводить посреднические переговоры.

Одновременно представители Минской группы, послы России, США и Франции — Игорь Попов, Джеймс Уорлик и Пьер Андрие  отправились на встречи с руководством Армении и Азербайджана. После этого их ждут с докладом о ситуации в зоне конфликта в штаб-квартире ОБСЕ в Вене на специальном заседании Постоянного совета этой организации.

В Вашингтоне стали звучать для Баку весьма настораживающие нотки. В частности, в заявлении официального представителя государственного департамента Марка Тонера, прозвучала необходимость при урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией учитывать право народов на самоопределение. В то же время США настаивают  на необходимости соблюдения принципов международного права, Устава ООН и Хельсинкского заключительного акта. Последнее предполагает неприменение силы и сохранение территориальной целостности. Раньше такого из американской столицы не звучало в отношении конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Возможно, что это только способ сделать Баку более сговорчивым в плане соблюдения прекращения огня. Навряд ли Вашингтон существенно изменил свою позицию в отношении замороженных конфликтов на пространстве СНГ. Собственно Азербайджан тоже не хочет войны. На встрече с родными военнослужащих, раненных в недавних боях, президент Ильхам Алиев заявил, что «Мы за продолжение переговорного процесса».

С другой стороны, переговорный процесс вокруг конфликта продолжается уже 22 года и не приносит не просто видимых, вообще никаких результатов. Естественно, что Азербайджан ищет другие возможности для переговоров и такие страны, которые бы более плотно поддерживали его позицию. Первый и главный союзник Баку это, конечно, Анкара. Теперь прилагаются усилия для привлечения Ирана. Этому должна способствовать встреча глав внешнеполитических ведомств  Азербайджана, Ирана и Турции в иранском городе Рамсар. Накануне ее проведения президент Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз высказался о полной поддержке позиции Баку. «Однажды Нагорный Карабах вернется в состав Азербайджана».

Налицо определенное столкновение интересов и возможностей геополитических игроков и региональных.

Вашингтон и Европа не заинтересованы в повышении градуса конфликта в тыловой зоне Ближнего Востока. К тому же сам по себе регион Южного Кавказа и далее прикаспийские государства зона особых интересов Запада как по поставкам углеводородов, так и в транспортном отношении для транзита товаров из Китая в Европу по шелковому пути. Дестабилизация на Южном Кавказе наносит существенный удар по такой артерии.

Москва также попала в весьма сложное положение. Армения — официальный и юридически закрепленный союзник. Однако, полностью действовать против Азербайджана также для Белокаменной невозможно, так как немедленно последует уход регионального нефте-газового гиганта под полное крыло Турции с последующим невозвратом. К тому же разжигание конфликта, в отличие от Украины и в какой-то мере Приднестровья, грозит усилением влияния Ирана, в частности, на оба враждующих государства. Ведь важность совещания в Рамсаре в Москве прекрасно понимают и какие последствия оно может иметь.

Миротворческая и посредническая активность России призвана решить несколько задач.

Во-первых. Военная составляющая оказалась для Первопрестольной несколько неожиданной. Путь и ограниченные успехи азербайджанской армии показали, что время играет против Армении. В силу слабой экономики поддержание на соответствующем уровне ее обороноспособности в финансовом отношении целиком лежит на России. И другие так называемые союзники это понимают. Отчего пришлось списать $865 млн Узбекистану, а до этого другим центральноазиатским государствам. Выходит достаточно накладно. Лучше пусть не стреляют.

Во-вторых. Продемонстрировать всем, что только Москва имеет реальные рычаги влияния как на Ереван, так и на Баку. И точно также как в случае Сирии без нее не обойтись.

В-третьих. Решается задача нивелирования переговорного потенциала ОБСЕ и, как следствие, Германии и Франции. Мир должен знать, что какие-нибудь результаты могут быть только в случае прямых переговоров между Москвой и Вашингтоном. Только на них все решается и нигде и ни с кем больше.

В-четвертых. Анкаре и Тегерану показывают, что их влияние по большому счету на регион весьма относительно. так что и напрягаться серьезно не следует. Насколько это справедливо и дальновидно. покажет ближайшее будущее.

В-пятых. На переговорах США и России Москва постарается отработать механизм решения в том числе и донбасской проблемы. Сумели умиротворить Нагорный Карабах, можно аналогичным образом сделать и на юго-востоке Украины. Далее —Приднестровье. В общем, Москва выступает таким себе миротворцем, за что потребует снятия санкций и признания ее интересов по периметру российских границ. Естественно и аннексии Крыма.

Если в Вашингтоне не признают особую роль Москвы в замораживании и в дальнейшем в разрешении конфликтов на пространстве СНГ, то градус напряженности в Нагорном Карабахе немедленно станет повышаться. Обстрелы на Донбассе приняли хронический характер. И в Карабахе в любой момент может произойти подобное.

Есть и внутрироссийская пропагандистская составляющая. После сирийской авантюры очень важно перед выборами в Государственную Думу показать себя миротворцем. Подведомственному народу понравится. 

    

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать