Перейти к основному содержанию

Казахстан рвется в «тигры» Центральной Азии

Опыт Астаны весьма полезен и Киеву
23 июля, 12:48
ФОТО REUTERS

Проблемы в отношениях России с западными странами Москва пытается компенсировать так называемым поворотом на Восток. Прошедшие недавно в столице Башкирии Уфе саммиты БРИКС и ШОС должны были продемонстрировать эффективность столь серьезного изменения политической, экономической и финансовой ориентации. Если отвлечься от пропагандистского синего тумана, напускаемого российской прессой и федеральными каналами, то приобретения от такого поворота неочевидны, если они вообще есть.

Столь обширная амплитуда политических и следующих за ними экономических предпочтений в связях с азиатскими большими государствами как по территории, населению и экономическому потенциалу оставляет на периферии внимания происходящее у близких соседей России и членов Евразийского союза. В Москве всегда болели гигантоманией и на так называемые мелочи внимания предпочитают не обращать. Никуда не денутся. Уж сколько раз на этом обжигались, но ничего не меняется. Это по пословице: однажды укушенный дважды острожен. Про Москву и Кремль этого не скажешь.

Пропагандистский накал в отношении Украины в российских СМИ несколько умерился, но все равно остается. При этом Центральной Азии уделяется совсем мало внимания. И не только на полосах газет или на экранах телевизоров, но, похоже, и в коридорах власти.

Особо пристально следовало бы присмотреться к проводимой Астаной политике. В том числе в экономике и финансах.

Как и Россия, Казахстан является страной с сырьевой экономикой. Географически он лишен выхода к морю и магистральным путям транспорта товаров. К тому же, находится рядом с двумя территориальными гигантами. И это заставляет правящую элиту быть весьма осмотрительной в выработке как внешнеполитического, так и внутриполитического курса.

В то время как российская экономика переживает кризис, усугубленный западными санкциями и падением цен на нефть, казахстанская экономика весьма динамично развивается. Конечно, снижение стоимости нефти ударило и по ней, но сила и болезненность такого потрясения оказались значительно меньше.

Высшие казахстанские чиновники довольно много рассуждают о том, что страна быстро развивается и становится лидером в Центральной Азии. Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачей вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых государств мира, а председатель национального банка Кайрат Келимбетов говорит о том, что Казахстан — это «новый Сингапур в Центральной Азии, наиболее конкурентоспособная экономика среди постсоветских государств». Как говорится, до Сингапура Казахстану еще очень далеко, но что Астана серьезно опережает своих центральноазиатских соседей и Россию по многим параметрам, то это совершенно очевидный факт. Достаточно сравнить экономическое развитие Казахстана и соседнего Узбекистана, чтобы многое стало понятным и возможность выполнения задач, поставленных Нурсултаном Назарбаевым, не вызывала сомнений.

В московской газете «Ведомости» директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев опубликовал статью, которая в определенной степени привлекла внимание экспертов и обозревателей. В ней он сравнивает экономику и пути развития двух соседних государств — Казахстана и России.

Обе они — страны с сырьевой экономикой, и Астана сделала акцент именно на развитии этих отраслей хозяйства. В 2014 году в Казахстане произвели в 2,4 раза больше цветных металлов, в 3 раза больше газа, в 3,3 раза больше нефти и в 15 раза больше урана, чем в 1990 году. При этом особое внимание было уделено привлечению иностранных инвестиций. Компании с иностранным капиталом обеспечивают 60,2% добычи нефти и 53,2% — урана. Объем накопленных иностранных инвестиций составил на 1 января сего года $141,6 млрд, или 63% ВВП, пересчитанного по текущему обменному курсу.

Для сравнения: за этот период в России рост добычи нефти составил 3,5%, а добыча газа сократилась на 2,1%. Объем иностранных инвестиций составляет 29% ВВП. Хотя Москва и поворачивает на Восток, в частности в сторону Китая, однако инвестиции из КНР в Казахстан в 10,5 раза превышают китайские вложения в Россию. И не похоже, что подобное соотношение изменится даже в среднесрочной перспективе.

Сырьевой характер экономики в Казахстане не является чем-то страшным и чего следует всячески избегать. Как мы видим, в Астане сделали упор именно на развитие комплексов по добыче сырья и поставки его на мировые рынки. Возможно, для кого-то или некоторых стран сырьевой характер экономики является своего рода проклятием — в Казахстане же без стонов и криков сделали упор именно на развитии этого сектора экономики, в то время как в России под привычные рассуждения о необходимости «слезания с нефтяной иглы» доля энергоносителей в экспорте росла с 40,9% в 1995 году — до 68,7% в 2014-м.

С самого начала реформ казахстанские власти реализуют стратегию развития страны — в достижении не только количественных, но и качественных показателей. Вместо того чтобы обижаться на Запад, в Астане решили, что стране нужно подниматься вверх в мировых экономических и финансовых индексах, повышать качество и открытость государственного управления, упрощать механизмы принятия и исполнения решений и ориентироваться на результат, а не на процесс. В итоге Казахстан в 2014 году занимал 50-е место в глобальном индексе конкурентоспособности, в 2005 году — 61-е и 66-е — в 2009 году. Правительство ориентировано не на освоение средств, как это было еще в советское время, а на достижение результатов. В 2013 — 2014 гг. в стране построено 3 тыс. 300 км автомобильных и 1 тыс. 400 км железных дорог. Опять же, для сравнения, в России — 1 тыс. 100 и 170 км соответственно. При этом территория Казахстана меньше российской в 6,3 раза. Да и проблема дорог в России остается, еще классик об этом говорил.

Превращение Казахстана в Сингапур Центральной Азии — это не только фигура речи или пропагандистский элемент в руках властей, а реализуемая модель «тигров» Юго-Восточной Азии. При этом у Астаны есть крупный козырь. Опора делается не на импортные ресурсы, а на свои.

Без излишних криков и не подкрепленных призывов ставка делается на поступательное движение. С развитием сырьевого сектора накапливаются необходимые ресурсы, на их основе проводится индустриализация, а потом можно переходить и к инновационной экономике.

По такому плану ставится задача к 2025 году довести объем инвестиций с 19 до 30% ВВП, а долю несырьевого экспорта — до 70%. Эти изменения будут осуществлять не государственные монополии, а малый и средний бизнес, доля которого в экономике должна составить не менее 50%.

При этом ставится задача привлечения в Казахстан по крайней мере десяти крупных транснациональных корпораций в ближайшие пять лет для наращивания выпуска промышленной продукции. Основой для создания современной хозяйственной базы выступают пятилетние планы инфраструктурного развития на основе многопрофильной экономики с развитым малым и средним бизнесом и крупными компаниями, проводниками современных технологических и управленческих решений.

Казахстан пытается активно использовать свое геополитическое положение и вписаться в систему транзитных путей из Китая в Европу. Для чего строится автомобильная трасса от Достыка к Актау и железнодорожная линия Жезказган — Бейнеу. По этим планам пропускная способность станций Достык и Алтынколь будет к 2020 году увеличена почти вдвое, с 22,7 млн до 45 млн т, а порта Актау — доведена как минимум до 22 млн т. Существует и обсуждается фантастический на первый взгляд проект моста через Каспий, объединяющего автомобильную и железную дороги, лежащие на основании, составленном из нефтяной и газовой труб. Управлять этими транспортными сооружениями будет Dubai Port World — самый диверсифицированный логистический оператор в мире. В его активе 60 действующих и 11 строящихся портов и терминалов в 31 стране.

На такой экономической базе строится и политика. Астана выстраивает ровные отношения с Вашингтоном, Москвой, Брюсселем и Пекином. По словам Келимбетова, внешний товарооборот на 50% приходится на ЕС и только на 20% — на Россию.

Мы в Украине устремлены в одном направлении — на Запад, в Европу. И для нас это правильное стратегическое направление. Тем не менее, стоит присмотреться не только к опыту наших соседей в Польше или Словакии, в странах Балтии, но и к тому, как развивается Казахстан. У нас нет нефти и газа значительно меньше, но наша экономика также в значительной степени сырьевая. И казахстанская модель развития в том или ином виде вполне пригодна и для нас.

Казахстан хочет стать Сингапуром Центральной Азии. В Астане создается международный финансовый центр — с независимой администрацией, судебными органами, действующими на принципах британского права, с английским языком в качестве основного. Страна готовится допустить на госслужбу иностранцев.

Почему бы Украине не стать тем же в Восточной Европе? Создать у нас такой же центр для начала и тем самым дать мощный импульс привлечения инвестиций, в которых так нуждается наша экономика.

Для этого есть все возможности. Дело осталось за политической волей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать