Перейти к основному содержанию

Хайдер возвращается?

12 февраля, 00:00

«Он хоть немного и псих, но умный», — считает австрийская журналистка Аннелиз Рорер. Его противодействие расширению Европейского Союза и наплыву мигрантов стало легендарным. Популистский лозунг «Auslander raus!» (Прочь иностранцев!) неразрывно ассоциируется с его именем. Хотя с другой стороны, во время действия санкций ЕС против Австрии многие западные аналитики указывали, что и сами по себе санкции безосновательны, и большинство лозунгов, произносимых Хайдером, являются скорее оглашением реальной политики некоторых стран-членов ЕС, и учитывать следует прежде всего не популистские лозунги, а реальные поступки. Тем более, что не Хайдер виноват в том, что его лозунги пришлись по душе трети австрийских избирателей — речь идет скорее уже о болезни, возникшей из-за действий нескольких правительств подряд.

Хайдер, формально уже не руководящий Партией Свободы, продолжает приковывать к себе внимание. С помощью газеты «Нойе Корен- Цайтунг» он сумел насобирать 915 тысяч подписей австрийцев (15% электората страны) под петицией, в которой было выдвинуто требование к правительству страны применить вето на вступление соседней Чехии в ЕС, если Прага не закроет Темелинскую АЭС. Атомная электростанция расположена как раз на границе Чехии с Австрией. Здесь Хайдер попробовал сыграть на настроениях австрийцев, довольно негативно относящихся к производству атомной энергии. Понятно, что петиция губернатора Каринтии будет проигнорирована парламентом, однако удар по правительственной коалиции нанесен. Ведь в ноябре прошлого года австрийский канцлер Вольфганг Шюссель проводил переговоры относительно Темелинской АЭС с чехами, и якобы на них двум странам удалось достичь определенного согласия.

Опасения австрийцев понятны: они боятся неконтролируемого наплыва дешевой рабочей силы из соседних стран бывшего соцлагеря, которые уже через два года могут стать членами ЕС. Именно Вена вместе с Берлином выступили инициаторами идеи применить переходный период (его продолжительность предлагается определить в семь лет), в течение которого новые члены ЕС (прежде всего, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) не будут иметь свободного доступа к рынку труда ЕС. Это немедленно было воспринято в странах-кандидатах как «членство второго сорта». Таким образом, Хайдер просто сумел приспособиться к среде, и, будучи неплохим актером, крепко зарезервировал за собой нишу консерватизма по-австрийски. Общеизвестно, что его амбиции простираются на пост федерального канцлера.

Руководитель австрийского правительства избирается на основе парламентского большинства президентом страны. Сейчас канцлерское кресло в Австрии занимает лидер Народной партии Вольфганг Шюссель, его заместитель — нынешний лидер Партии свободы Сюзанн Рис-Пассер (а должен был стать Хайдер). Влияние Йорга Хайдера на некоторых членов коалиционного правительства оценивается как довольно значительное. Впрочем, многие не верят в возможности Хайдера возглавить правительство. Однако вполне вероятен его выход на общеевропейскую политическую арену. Влиятельной силы, которая бы играла на евроскептицизме граждан ЕС, на европейском пространстве явно, не хватает.

Правда, Хайдеру сходят с рук далеко не все его ксенофобские и не всегда корректные выступления. Полторы недели назад венский суд постановил, что он должен извиниться за невежливость перед лидером еврейской общины в Вене Ариэлем Муцикантом. «Я не понимаю, как кто- то с таким именем, как Ариэль, может иметь на своих руках столько грязи», — сравнение Хайдером имени с известным стиральным средством стало предлогом для судебного иска Муциканта. За невежливое сравнение Хайдеру пришлось пообещать, что в будущем он не будет допускать антисемитских заявлений.

КОММЕНТАРИЙ

Питер УЛЬМАР , Центр социальных и политических исследований,Вена:

— Йорг Хайдер, в первую очередь, — популист, политическая «медиа-звезда», но отнюдь не политик из ультраправого крыла. Многие его идеи неприятны, однако представители Партии свободы, работающие в нынешнем правительстве, никаких неординарных шагов не делают. Партия Хайдера значительно сдала в своих позициях в последнее время, потеряв благосклонность избирателей со времени вхождения членов Партии свободы в правительство. Хайдер не представляет никакой угрозы австрийской демократии. Определенная опасность исходит от него для существования коалиционного правительства: у него характерные черты некой «неуправляемой ракеты». Очевидно, что Хайдер попробует занять канцлерское кресло, но ему никогда не стать канцлером Австрии. Секрет популярности Хайдера заключается в одном: он — медиа-звезда, уже в возрасте, но все еще единственная на территории Еin Аustria (Единой Австрии). Он живет на ошибках других и на умении пробуждать негативные настроения. Несмотря на это, большинство австрийцев понимают, что существует большая разница между радикальной болтовней и практической политикой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать