Хочется, чтобы в ЕЭП не было «старших», «младших» или «на побегушках», —
подчеркивает посол Беларуси Валентин ВЕЛИЧКО
— Насколько Беларусь независима в экономическом, политическом и военном отношении?
— Об этом можете судить сами на основании существующих оценок и наблюдений. Согласно докладу ООН Беларусь сегодня занимает лидирующее место среди стран СНГ по индексу человеческого развития. Мы потребляем ровно столько, сколько производим. Исторически сложилось так, что территория Беларуси была сборочным производством. У нас нет природных ресурсов, и сегодня наша экспортная отрасль требует 60% импорта. Поэтому мы зависимы от внешнего рынка. При этом мы сумели сохранить крупные предприятия и не допустили их неоправданной «приватизации». Сегодня все это работает, идет тендерное акционирование, создаем совместные производства. Только в Украине на заводе «Ленинская кузня» собирают ежедневно по семь тракторов. Более того, сегодня 30% мирового производства большегрузных автомобилей выпускает Беларусь, колесных тракторов — 8%, холодильников — 1,3%, мирового объема калийных удобрений — 11%. Относительно нашей военной независимости: на сегодняшний день уровень оснащения Вооруженных сил Беларуси и подготовка личного состава достаточны для обеспечения обороноспособности страны.
— Многие эксперты утверждают, что создание Союза России и Беларуси не что иное, как медленное поглощение Москвой соседнего государства. Так ли это?
— Подобных толкований быть не должно. Не для того мы шли к независимости, чтобы стать какой-то, извините, «губернией» или «западной окраиной». Беларусь — самостоятельное государство. В Договоре о создании Союзного государства, который вступил в силу в 2000 году, все четко определено: в Союз Беларуси и России входят два суверенных государства. Сейчас идет разработка Конституционного акта, где будут прописаны функции и полномочия союзных органов. Это потребует измениния в Основные Законы двух стран, которые могут быть приняты путем только всенародного голосования. С 2005 года предполагается введение единой валюты — российского рубля. Реализация Договора о создании Союзного государства уже дает хорошие практические результаты, и я уверен, что большая часть белорусов поддерживает интеграцию с Россией.
— Какой в интеграционном плане вы видите Беларусь через десять-двадцать лет? Представляете ли страну среди членов Евросоюза или НАТО?
— Как дипломату, мне бы не хотелось отвечать на гипотетический вопрос. У нас очень твердая позиция: республика может самостоятельно развиваться с поддержанием хороших и взаимовыгодных отношений с соседями. Политика добрососедства никогда не забывается. Например, в прошлом у наших соседей, в частности, Украины и Польши складывалась ситуация с нехваткой бензина. Особенно в приграничных районах. Мы им с удовольствием помогали. У Беларуси многовекторная внешняя политика, а в качестве приоритетных стратегических целей и задач определены, прежде всего, укрепление Союзного государства, развитие взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ и других региональных образованиях. В целом к расширению ЕС мы относимся положительно, потому что рынки новых стран-членов Евросоюза обещают стать для нас более привлекательными благодаря постепенному повышению их покупательной и платежной способности. Однако не следует забывать и о возможных негативных последствиях этого процесса. Что касается НАТО, то Минск всегда высоко оценивал возможности программы «Партнерство ради мира» и Совета Евроатлантического партнерства, которые способны внести значительный вклад в построение новой архитектуры безопасности. Мы выступаем за то, чтобы граница Беларуси и НАТО стала не новой разделительной линией в Европе, а границей доверия и добрососедства. Надо также учитывать одно обстоятельство, нехарактерное для других стран. Западные границы Беларуси и Российской Федерации фактически на одной линии: как таковой границы между Беларусью и Россией нет. Поскольку обороноспособность государств взаимозависима, то вырабатывается двусторонняя тактика безопасности. Поэтому Беларусь проводит многовекторную политику — как с Западом, так и с Востоком. Да, нам, наверное, может что-то не нравиться. Почему? Потому что неизвестно, какие будут войска в километре от нас, мы ведь никакого вооружения не производим. Мы первые, кто стал безъядерным государством.
— Не считаете чрезмерной зависимость Беларуси от России?
— Нет. Мы же получаем по внутренним ценам энергоносители, получаем газ. Имеем единые тарифы. Кроме того, у нас растет товарооборот и с Западом, вкладываются инвестиции. Германия — наш второй стратегический партнер после РФ. Мы находим все больше и больше сторонников на Западе, которые начинают понимать курс Беларуси. Но есть и ярые противники. Экономика у нас независима, поскольку кредитов мы не берем, мышление у нас тоже независимое. У Запада нет такого рычага, которым бы можно было закрыть задвижку, и все — дышать нечем! Не видят механизма, который заставил бы идти Минск на поклон! В прошлом году некоторые западные страны приняли решение не выдавать визы руководству Беларуси. Но туда и так никто не рвался! Потом увидели, что смысла в такой политике нет. В конце концов отказались от визового запрета. Мы же — в центре Европы. Неужели Запад выигрывает от политической или информационной блокады Беларуси? Конечно, нет. Мы же никому ничем никогда не угрожали. Говорят, что мы на СМИ наступаем, права человека нарушаем. Какие? Нужно же конкретно, а не абстрактно говорить — то и то нарушается! Если журналист, к примеру, кого-то обвиняет, то он должен иметь для того веские доказательства, факты, документы.
— Российские политики в последнее время акцентируют внимание на необходимости создания наднациональной структуры в рамках ЕЭП. В Украине трудно представляется, что кто- то из власти согласится на воплощение подобной идеи. Готовы ли к такому предложению Москвы в Минске?
— Жить надо по возможностям, а развиваться по этапам. На данном этапе необходимо выработать согласованную позицию по проекту концепции формирования Единого экономического пространства, а затем уже думать над созданием наднациональной структуры в ее рамках. Итоги пятого заседания Группы высокого уровня по формированию ЕЭП свидетельствуют, что нашим экспертам еще предстоит большая и кропотливая работа по согласованию проекта концепции, чтобы делать какие-то обнадеживающие заявления на перспективу, в том числе по созданию наднациональной структуры. При формировании любого межгосударственного образования, подобного ЕЭП, должно быть экономическое обоснование. Также нужно учитывать момент перспективности — сегодня что-то может быть невыгодно, а завтра полувыгодно, через год- два — по нулям, а через три — выгодно и вам, и мне. Пока нарабатывается теория, а со временем подойдем к практике. Но даже тогда не нужно утрачивать способность умело реагировать на любые изменения. К примеру, Союзный договор между Беларусью и Россией уже четвертый договор действует, а каждый раз что-то новое и новое появляется... В любом случае хочется, чтобы в ЕЭП не было «старших», «младших» или «на побегушках».
Выпуск газеты №:
№111, (2003)Section
День Планеты