Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Храните оружие в недоступном для детей месте

Это могут лишь посоветовать американцам психологи и полицейские
23 декабря, 00:00

Этот последний теракт — наименее кровопролитный из серии массовых убийств, которые регулярно происходят в американских школах. По данным министерства образования США, в период с сентября 98 года по май 99-го в подобных школьных терактах было убито 28 и ранено более 50 человек.

Каждый раз после подобных случаев политики и журналисты выступают с гневными речами в адрес тех, кто насаждает насилие на экранах телевизоров и с помощью жестоких компьютерных игр. Постепенно все затухает до следующего жестокого теракта, когда вся Америка опять начинает раздумывать: что же делать с подростковой преступностью и откуда вообще у школьников появляется желание убивать?

Одним только обилием насилия и убийств на экране этого не объяснишь. В Европе этого насилия не меньше, но такие потрясающие по жестокости теракты происходят почти исключительно в США. Старый Свет от Нового здесь отличает вторая поправка к Конституции США, которая дает право гражданам «хранить и переносить оружие». Гарантия безопасности на деле приводит к тому, что американские дети имеют практически свободный доступ к огнестрельному оружию.

В то время, как у нас в традиционном равнении на Штаты все чаще раздаются голоса о необходимости своей второй поправки, в самой Америке очень многие настаивают на легализации контроля за оружием, считая, что вторая поправка к Конституции и теракты в американских школах имеют непосредственную связь. Действительно, слишком часто после преступлений выясняется, что оружие дети украли у родителей. К тому же, только 17 из 50 американских штатов приняли законы, согласно которым владельцы оружия должны хранить их взаперти и вне досягаемости детей.

«Америку отличает от других то, что у нас любой босяк может достать оружие», — цитирует Би-Би-Си одного из американских психологов. Согласно данным Министерству образования США, за период 1996- 97 гг. из американских школ за попытку пронести оружие в школы было исключено 6 000 учеников. А вооруженных нападений было осуществлено 11000 и, кроме этого, 4000 изнасилований или случаев другого сексуального насилия.

В американской прессе появляются такие заголовки: «Сколько еще должно погибнуть детей, пока Конгресс проснется?», «Проверяйте, что ваш ребенок несет в школу в пакете для бутербродов».

Но дело не только во второй поправке. В Украине на 21000 школ приходится 4 500 психологов. В США в каждой школе есть психолог, а в некоторых — и не один. У нас жестокостей в школах хватает, но до американских массовых расстрелов, слава Богу, пока не дошло. Что же тогда выходит? Плохо работают психологи? Ничего подобного.

Проблема, скорее всего, в другом. Психологическое здоровье ребенка можно обеспечить при согласованности осуществления поддержки со стороны психолога, равно, как и со стороны учителей и родителей. Действительно, часто бывает так, что «мудрый» учитель высмеивает перед классом нерадивого или закомплексованного ученика, а родители абсолютно искренне возмущаются: «У всех дети, как дети, а у меня...», а на обреченный вопрос своего чада: «Почему у меня ничего не получается?» — спешат оказать психологическую «поддержку»: «Потому, что ты идиот!» Это, конечно, не значит, что через день этот закомплексованный подросток достанет пистолет и придет в школу, чтобы всех перестрелять. Но подобное обращение с ним никак не способствует ни улучшению его самого, ни его сверстников.

Теоретически в США отлично знают ответы на вопросы — откуда у школьников появляется желание убивать и как бороться с этим, но мало кто применяет эти знания на практике. Вообще американцам в этой ситуации не позавидуешь. Штат психологов им уже увеличивать некуда. Чтобы сделать их работу эффективнее, нужно, чтобы психологи работали и с учителями, и с родителями, что тоже трудно осуществимо. Со второй поправкой дела обстоят не лучше. Если сравнить влияние на Конгресс родственников убитых и пострадавших от терактов и влияние фирм-производителей оружия вместе с Национальной оружейной Ассоциацией, то понятно, почему эту поправку до сих пор не отменили и вряд ли когда-нибудь отменят.

КОММЕНТАРИЙ

Виталий ПАНОК, кандидат психологических наук, заместитель директора Института психологии имени Г.С.Костюка Академии педагогических наук Украины:

— Агрессивность для подростков — типичное явление. И причина этой агрессивности всегда есть. Другое дело, что учителя и родители не всегда замечают эту причину. И выплескивается это по-разному, в зависимости от саморегуляции эмоциональных состояний. У кого-то это выливается в деструктивное поведение — желание крушить ломать, бить, у кого-то — в презрительные разговоры и ненормативную лексику, у кого-то — в занятия спортом, восточными единоборствами, футболом — всем, в чем есть азарт. Иногда эта негативная энергия уходит вовнутрь — и тогда развиваются самодеструктивные способы поведения, которые могут начинаться от жестокого самоукорения и самобичевания вплоть до попыток самоубийства.

Отсутствие механизмов саморегуляции, отсутствие психологической помощи со стороны тех людей, с которыми общается подросток, может привести к взрыву агрессивных эмоций.

Формы профилактики психического здоровья школьников должны осуществлять психологические службы в школах. Задачи школьных психологов — это: а) понимание индивидуальных характеристик школьника, поскольку родители и учителя зачастую не обращают внимания на развивающиеся в подростке комплексы; б) обучение детей с помощью тренингов и дополнительных занятий; в) внимательное отношение к тем изменениям, которые происходят с подростками (скрытность, замкнутость, агрессивность), и стремление выяснить причину такого состояния.

СПРАВКА «Дня»

20 мая 1999 года: Херитейдж Хай Скул, Коньерс, штат Джорджия. 15-летний школьник открыл огонь в школе и ранил шестерых человек. После чего застрелился сам.

20 апреля 1999 года: Колумбайн Хай Скул, Литлтон, штат Колорадо. Двое молодых неофашистов в день рождения «фюрера» перестреляли в школе 15 человек. Затем они покончили жизнь самоубийством.

21 мая, 1998 года: Спрингфилд, штат Орегон. Два человека убиты и двадцать ранены после того, как 15-летний Кипланд Кинкель открыл огонь из винтовки в школьной столовой. Позже выяснилось, что до того, как поехать в школу, он застрелил своих родителей. За день до трагедии он был исключен из школы за попытку пронести пистолет в класс.

24 марта, 1998 года: Джонсборо, штат Аризона. Два школьника убили пятерых и ранили десятерых человек. Позже у малолетних преступников нашли три винтовки, семь пистолетов и более 500 патронов. Оружие было украдено у родителей одного из террористов.

1 декабря, 1997 года: Вест Падука, штат Кентукки. Майкл Карнил, которого учителя и сверстники описывали как «обычного подростка», убил троих и ранил пятерых. После ареста при нем нашли три пистолета.

15 октября, 1997 года: Санкт-Петербург, Флорида. 13-летний школьник принес пистолет в школу и убил своего сверстника. Мать преступника предстала перед судом за то, что оставила оружие в доступном для ребенка месте.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать