Перейти к основному содержанию

Киев и Москва: Кто наглеет?

Шансы на реализацию путинской «хотелки» в виде гарантий Запада о невступлении Украины в НАТО призрачны
02 декабря, 18:54
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Владимир Путин, наконец, обозначил конкретную цель, которой он добивается, устраивая маневры российских войск у границ Украины. Выступая на церемонии вручения верительных грамот послами, прибывшими в Москву, президент России заявил: «...Выражаем обеспокоенность не только тем, что международное сообщество действует вразнобой и не может объединиться для решения по-настоящему важных проблем, но и тем, как ведут себя по отношению к нашей стране, к России, некоторые наши партнёры, пытающиеся всячески сдерживать наше развитие, оказывать санкционное давление и, более того, нагнетать напряжённость у наших границ». Ну, прямо «мы, Николай II, император и самодержец Всероссийский...» А дальше — фантастический набор обвинений: «Кстати, угроза на наших западных рубежах действительно нарастает, и об этом мы неоднократно говорили. Достаточно посмотреть, насколько близко к российским границам выдвинулась военная инфраструктура Североатлантического альянса. Для нас это более чем серьёзно.

В данной ситуации мы предпринимаем адекватные военно-технические меры. Но, повторю, не мы кому-то угрожаем, и обвинять нас в этом — с учётом реального положения дел, то есть сваливать вину, как у нас говорят, с больной головы на здоровую, — как минимум безответственно.

Выступая в МИД, уже подчёркивал, что перед нашей дипломатией сейчас стоит первоочередная задача добиваться предоставления России надёжных и долгосрочных гарантий безопасности.

В диалоге с Соединёнными Штатами и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договорённостей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости к территории России. Предлагаем начать на этот счёт предметные переговоры.

Особо отмечу: нам нужны именно правовые, юридические гарантии, поскольку западные коллеги не выполнили взятые на себя соответствующие устные обязательства. В частности, всем известно о дававшихся этих устных заверениях, что НАТО не будет расширяться на восток, но всё было сделано ровно наоборот. По сути, законные российские озабоченности в сфере безопасности были проигнорированы, и сейчас их продолжают игнорировать дальше.

Мы для себя никаких особых условий не требуем. Понимаем, что любые договорённости непременно должны учитывать как интересы России, так и всех государств Евроатлантики. Спокойная, стабильная ситуация должна быть обеспечена для всех и нужна всем без исключения».

Каким образом концентрация российских войск у украинских границ может быть связана с приближением инфраструктуры НАТО к российским границам, Путин не объяснил и не мог объяснить. Просто потому, что никакой инфраструктуры Североатлантического пакта в Украине не существует, и с появлением (отсутствием) угрозы Москвы Киеву никак не связаны. Как не связаны с реальной безопасностью России очередные «красные линии», которые обозначил Путин. Сделал он это на инвестиционном форуме с громким названием «Россия зовёт!». Там Якоб Грапенгейссер из шведской инвестиционной компании East Capital (ее совладельцем и одним из управляющих является Айварас Абромавичюс, бывший министр экономического развития и торговли Украины) поинтересовался: «Вы неоднократно упоминали о существовании «красных линий» в отношениях России и Украины. Это в какой-то степени тоже связано с Западом и НАТО. Вы могли бы уточнить, где проходят эти «линии» и к каким последствиям, по Вашему мнению, может привести их пересечение? Стоит ли инвесторам опасаться возможного ввода российских войск на Украину?»

Владимир Владимирович, прямо не отрицая возможность ввода российских войск на территорию непокорного соседа, разразился фарисейской тирадой: «Дело не в том, чтобы вводить войска — не вводить, воевать — не воевать, а дело в том, чтобы наладить отношения по созданию более справедливого устойчивого развития и учёту интересов в области безопасности всех участников международной деятельности. Если мы будем искренне к этому стремиться, то никаких угроз никто не будет испытывать». Эти слова можно понять так: если Украина и НАТО будут учитывать основные пожелания России, то могут спать спокойно, а если нет, то посмотрим. И тут же Путин переключился на российских марионеток в Донбассе: «Что касается угроз, то для людей, проживающих в двух не признанных пока республиках — «ЛНР» и «ДНР», — там тоже ведь создаются постоянные угрозы при передвижении войсковых соединений вблизи их территорий». То есть, надо понимать, что любая перестрелка на линии соприкосновения, сепаратистами же и спровоцированная, может стать поводом для российского вторжения.

Но и угрозы для самой России, по мнению Путина, страны НАТО создают: «Российская Федерация также испытывает определённые озабоченности в связи с тем, что возле её границ проводятся крупномасштабные учения, в том числе незапланированные, как это было совсем недавно в Чёрном море, когда в 20 километрах от нашей границы летали стратегические бомбардировщики, как известно, на борту которых находится высокоточное оружие, а может находиться и ядерное оружие. Ведь это всё создает угрозы для нас.

Теперь по поводу «красных линий». Они в известной степени носят умозрительный характер. Тем не менее, смотрите, что происходило на протяжении предыдущих 20 с лишним лет: отношения между Россией и западным сообществом, «коллективным Западом», в 90-е годы, в начале 2000-х были практически безоблачными. Зачем потребовалось расширять НАТО к нашим границам? Ну, зачем? Кто может ответить на этот вопрос? А здравого ответа нет, не существует.

У нас была почти идиллическая картина взаимоотношений, особенно в середине 90-х годов, мы были почти союзниками. Нет, несмотря на наши предупреждения, несмотря на наши разговоры, просьбы, всё-таки инфраструктура подошла к нашим границам. Дело дошло до того, что в Польше и Румынии размещены теперь системы противоракетной обороны, а пусковые установки, которые там стоят, — Mk 41 — на них могут быть поставлены и «Томагавки», ударные системы. Это создаёт для нас угрозы — это же очевидный факт, очевидная вещь... Вы спросили про Украину: где эти «красные линии»? Это прежде всего создание угроз для нас, которые могут исходить с этой территории. Если и дальше всё будет расширяться, эта инфраструктура, то — я уже публично говорил, вы люди деловые, а может быть, некогда за этим следить, но я повторю ещё раз: если на территории Украины возникнут комплексы какие-то ударные, подлётное время до Москвы будет семь-десять, а в случае размещения гиперзвукового оружия — пять минут. Представьте себе! Вы же, кстати, в Москве живёте, я так понимаю, East Capital — Москва, да? До Москвы будет подлётное время пять минут... — А нам что делать? Мы тогда должны будем что-то подобное создать в отношении тех, кто нам так угрожает, представляете?

А мы можем это сделать уже сейчас, потому что мы сейчас испытали успешно, и с начала года у нас будет на вооружении уже новая ракета морского базирования, гиперзвуковая, в девять махов. Подлётное время будет до тех, кто отдаёт приказы, тоже пять минут».

Опять мы сталкиваемся с примитивным шантажом и передергиванием. Противоракеты никак нельзя использовать в качестве ударных установок. Для этого их надо либо вывести с существующих мест базирования для модернизации, либо заменить другими установками, уже модернизированными. Но смысла в этом нет, поскольку размещение модернизированных противоракет в качестве ударных установок потребует нового политического решения, а следовательно, проще будет разместить настоящие ударные установки, а не какие-то гибридные. И если, например, НАТО разместит ударные установки в Польше или в Германии и подлетное время будет на 3-4 минуты больше, чем в случае их появления на территории Украины, что это принципиально изменит? Интересы же безопасности и независимости Украины, как давно уже понятно, Путин не ставит ни в грош. Вот и глава МИД РФ Сергей Лавров возмутился, что Германия и Франция, дескать, никак не могут повлиять на Украину в желательном для Москвы духе, а потому «Киев становится все более и более наглым, я бы сказал, в своей агрессивности по отношению к Минским договоренностям, по отношению к Российской Федерации и в своих попытках спровоцировать Запад на поддержку его воинственных устремлений... Если Запад не сможет удержать Украину, а будет, наоборот, ее подзуживать, конечно же, мы примем все необходимые шаги по надежному обеспечению своей безопасности». Это — тоже прямая угроза Киеву, поскольку нападать в случае чего российские войска будут не на США и даже не на Польшу, а на Украину.

Весь этот шантаж, как Киева, так и западных государств, преследует одну цель — добиться юридически обязывающих гарантий, что Украина никогда не станет членом НАТО, а, следовательно, останется в сфере влияния Москвы. Похоже, Путин, уже не надеется, что Украина когда-либо согласится принять в свой состав «ДНР» и «ЛНР» во главе с российскими марионетками. Поэтому президент России, возможно, рассчитывает, что НАТО заключит какое-то специальное соглашение с Россией, в котором специальным пунктом будет прописано, что Украина (а также, возможно, Белоруссия и некоторые другие страны) никогда не будут приняты в состав Организации Североатлантического Договора. Если что-нибудь подобное будет заключено, это будет означать конец НАТО как военно-политического блока. Хорош блок, если не входящая в него держава может диктовать ему, кого принимать, а кого не принимать в его состав. Поэтому шансы на реализацию этой путинской «хотелки» призрачны.

Госсекретарь США Энтони Блинкен пригрозил России небывалыми и разрушительными санкциями в случае вторжения в Украину. Однако санкциями, сколь бы разрушительны они не были, Путина не остановишь. Для того, чтобы санкции дали хоть какой-то эффект, на практике требуется несколько месяцев. Россия же в случае нападения на Украину рассчитывает на блицкриг (получится ли он — это другой вопрос). Кроме того, нынешняя борьба с Конгрессом президента Джо Байдена, настаивающего на исключении обязательных санкций против «Северного потока-2» из оборонного бюджета, не внушает оптимизма. Только предупреждение о том, что, в случае российского вторжения в Украину там появятся американские вооружения и военнослужащие, способно гарантированно, заставить Путина отказаться от реализации подобного плана. Но такое предупреждение, если оно было сделано, делается не Байденом или Блинкеном, а чиновниками рангом пониже, причем не публично.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать